Открытие выставки Марата Сагита и Раушан Аспандияровой «Со-Бытие»

Алматы, 12.04.2017 13:45:00

Начало: 13.04.2017 19:00:00

Окончание: 13.04.2017 0:00:00

В галерее «Есентай» открылась выставка казахстанских художников Марта Сагита и Раушан Аспндияровой «Со-бытие».

Семейная пара Марат и Раушан представили на выставке скульптуру и живопись. «Со-бытие» можно рассматривать как попытку подведения итога не только совместной жизни художников, но и взаимного влияния творчества друг на друга.

Вот, что пишет в своей статье искусствовед и куратор выставки Валерия Ибраева:

— Одним из первых экспериментов на этом пути стала скульптура «Двое» (2006), выполненная Маратом по мотивам одноименного живописного холста Раушан (1999). В своей работе скульптор смягчает определенную агрессивность живописца, контрасты желтого, коричневого, белого и фиолетового превращается в мягкие переливы охры и голубого, относительно детальная моделировка формы уступает место плавным перетеканиям объемов. То, что в живописи подчеркивало доминанту женского — длинные ногти, выписанные зубы — ушло, разница между мужским и женским теперь определяется только размерами. Отстраненность, автономность героев живописной работы в скульптуре превратилась в крепко спаянный блок, округлыми очертаниями и едва намеченным рельефом подчеркивающими нежность касания, единство и неразрывность «Двоих».

Цель выставки «Со-Бытие»  — обозначить синергию, проявившуюся в совместной работе двух художников, выставить объекты, которые каждый по отдельности создать не сможет. Памятником этому событию и его смысловой доминантой становится вознесенный вверх гордый тотемный волк, в боевой раскраске которого — многозначительное сочетание черного и белого. Настолько многозначительное, что степной хищник служит здесь не только символом разделения\объединения, тьмы\света, варварства\цивилизованности и всех остальных бинарностей, но и со всей иронической ответственностью снижает пафос, нарядившись в гламурную фрачную пару.

Вернисаж состоится 13 апреля в 19.00 в галерее «Есентай», адрес: пр. аль-Фараби, 77/8,  Есентай мол. 2 этаж

Выставка продлится до 17 мая.

Куратор выставки искусствовед Валерия Ибраева.

Со-Бытие.
Вопреки распространенному мнению о том, что художник в семье — это бедствие, в Алматы довольно много пар, успешно сосуществующих и быту, и в творчестве: Сауле Сулейменова — Куаныш Базаргалиев, Елена и Виктор Воробьевы, Зитта Султанбаева — Абликим Акмуллаев, Галим Маданов — Зауреш Терекбай. Еще одна подобного рода команда — Марат Сагит и Раушан Аспандиярова — отличаются от своих коллег тем, что долгое время вели автономное существование, в связи с чем у каждого есть своя собственная, разнообразная и очень бурная творческая биография.

Раушан в детстве рисовала и писала стихи, а в 1979году даже издала книжку «Часы». Повзрослев, стала членом первой алматинской андерграундной группы «Зеленый треугольник». Затем, работала над проектом «Динамическая трансформация» (1995), сфокусированным на синтезе живописи, моды и музыки, организовывала шоу, в которых играла роль демонической женщины-демиурга. Продолжением этого имиджа стала роль колдуньи в фильме А.Карпыкова «Тот, кто нежнее» (1996).

Далее попробовала себя в роли художественного бюрократа — работала заместителем председателя молодежного объединения Союза художников. И никогда не оставляла живопись.

Марат 2 года жил в Индии, где работал художником в Международном ведическом обществе. Позже стал членом художественной группы «Коксерек», участвовал в выставках в стране и за рубежом, ездил в художественную экспедицию на Байкал. Много экспериментировал со скульптурной формой и технологиями, выставлял объекты из папье-маше в музее Кастеева, на выставке Центра Современного искусства Сороса «Сувенир из Казахстана». Кроме всегопрочего, Марат — один из пионеров казахстанского видеоарта — его «Кино для дискотеки» датируется 1998 годом, «Черный гуру» — 2000, «Газетные вырезки» — 2001. С последней работой он был приглашен на международную выставку в Одессу. Затем долгое время работал художником театра и кино, в рекламе и дизайне. В 2015году принимал участие в фестивале искусства, дизайна и архитектуры AstanaArtFest.

Они объединились уже после того, как оставили свои дерзкие молодежные группы и после того, как их оставило буйство и неопределенность молодости. В жизни и творчестве наступило новое время — тишины, философии, семьи. Ну и искусства, разумеется.

Тем не менее, в течение 10 лет оба хранили молчание и почти не появлялись на художественной сцене. И да, решали материальные проблемы, потому что даже художники не питаются лепестками роз. И у них тоже бывают дети.

Выставка Со-бытие  — попытка подвести итог определенному этапу совместной жизни, анализа взаимовлияний, который каждый их них оказывает друг на друга.

Одним из первых экспериментов на этом пути стала скульптура «Двое» (2006), выполненная Маратом по мотивам одноименного живописного холста Раушан (1999). В своей работе скульптор смягчает определенную агрессивность живописца, контрасты желтого, коричневого, белого и фиолетового превращается в мягкие переливы охры и голубого, относительно детальная моделировка формы уступает место плавным перетеканиям объемов. То, что в живописи подчеркивало доминанту женского — длинные ногти, выписанные зубы — ушло, разница между мужским и женским теперь определяется только размерами. Отстраненность, автономность героев живописной работы в скульптуре превратилась в крепко спаянный блок, округлыми очертаниями и едва намеченным рельефом подчеркивающими нежность касания, единство и неразрывность «Двоих».

Однако Раушан не так легко сдает свои позиции. Большинство ее работ — это все-таки размышления по поводу женского начала, хотя тон высказываний в «Утре» (2015), «Женщинах в нарядных платьях» (2014), «Ночных женщинах» (2015) сильно смягчается по сравнению с «Двоими». Контрасты цвета, даже в «нарядных платьях», приглушены, образы скорее призрачны, чем реальны, несмотря на несомненную конкретику изображенных персонажей — чаще всего встречается мотив «мать и ребенок». Впечатление нереальности изображенного усиливается этническими деталями: иногда персонажи стоят на фоне сырмака, иногда их платья расцветают хан атласом, и очень часто головной убор напоминает саукеле.

Но этника здесь еще более призрачна и даже умозрительна- узоры ковров размываются, кимешек, лишенный складок, выглядит чуть ли не коробкой для упаковки, саукеле превращается в блестящий клоунский колпачок. Уходящие традиция, обычаи, быт, по которым положено ностальгировать, тем не менее, в условиях стремительной модернизации, неявно, под сурдинку, но с тонкой иронией пародируют приемы театральной бутафории в современном шоу бизнесе.

Эта тема развивается в «Разноцветных женщинах», в живописной версии существующих с 2015 года, а уже сейчас, вначале 2017, совместными с Маратом усилиями превращенные в расписанные скульптурные объекты. Новое воплощение вбирает себя и новые, уже глобализованные идеи — три разноцветные фигуры — уже не только женские образы. Они трансформируются посредством заложенных в них многочисленных международных культурных кодов, и могут быть прочитаны через идею божественной троичности, через классицизирующий сюжет трех граций или иконографию буддизма. Ориентализирующая роспись, покрывающая все эти слои цивилизации, становится ироническим парафразом русской матрешки, отчетливо осознающей свое японское происхождение.

Цель выставки Со-Бытие — обозначить синергию, проявившуюся в совместной работе двух художников, выставить объекты, которые каждый по отдельности создать не сможет. Памятником этому событию и его смысловой доминантой становится вознесенный вверх гордый тотемный волк, в боевой раскраске которого — многозначительное сочетание черного и белого. Настолько многозначительное, что степной хищник служит здесь не только символом разделения\объединения, тьмы\света, варварства\цивилизованности и всех остальных бинарностей, но и со всей иронической ответственностью снижает пафос, нарядившись в гламурную фрачную пару.