Открытие выставки Зои Фальковой «Модернизация сознания»

Алматы, 20.06.2017 15:22:00

Начало: 22.06.2017 19:00:00

Окончание: 22.06.2017 0:00:00

22 июня 2017 г., Алматы — в галерее Esentai состоится открытие выставки «Модернизация создания» казахстанского художника Зои Фальковой.

Персональная выставка — большое испытание для любого художника, даже очень опытного и заслуженного. На выставке «Модернизация создания» все необычно, и многое — впервые в истории искусства Казахстана: тема — феминизм, концепция — зеркальное, перевернутое отражение интимной жизни, техника — живопись борщом и скульптура крахмалом.

— Выставка началась в Черногории, когда я сделала в арт-резенции в Котере инсталляцию о половой жизни. Она была сделана из половых тряпок. Эта инсталляция идейно соединилась с моей старой работой «Ты же девочка», где эта фраза была вырезана на холсте. Я продолжила развивать эту тему и пришла к тому, что нужно поговорить о том, что многие мамы говорят своим сыновья «не быть как баба». Да, я выставку я сделала из борща. В ней я рассуждаю о том, вокруг чего вертится женский мир. И я поняла, что весь женский мир вериться вокруг мужчины. И как художник, я смотрю на этого мужчину и пытаюсь сделать из него подобие религиозного фетиша. То есть ставлю его в центр существования. Делаю я это инструментами эпохи возрождения. То есть у меня мужчина это и Венера перед зеркалом, Леда и лебедь, мадонна с младенцем. Я его в таких образах вижу. И результат похож на менструальную кровь на бытовом белье, — говорит Зоя Фалькова.

— Встав в позу домашней хозяйки, замученной мытьем полов, приготовлением пищи и бесконечной стиркой; домработницы, одновременно являющейся предметом сексуальных устремлений мужа, художница пытается превратить этот комплекс усилий в искусство, т.е.  совместить ежедневный быт со своей профессией. При этом она не улетает в горние выси «прекрасного», дабы отрешиться от низменных занятий хотя бы в воображении, а, напротив, с брутальным упорством и превращает бытовые предметы в инструменты создания лубочной, волшебной красоты, которая в результате — нарочито груба и нелепа.

На стене, образуя виньетку для праздничной фотографии, расцветают розы, скрученные из половых тряпок; застиранные простыни и пододеяльники — каждый со своей отдельной историей (бабушка шила, мама подарила) превращаются в холсты; маковое поле становится полем тактических учений, определяющим границу между мужским и женским, — так прокомментировала открытие выставки ее куратор искусствовед Валерия Ибраева.

Натурализм художницы простирается гораздо дальше — кровь уже давно не новая техника в современном искусстве, кто ею только не писал — от австрийца Германа Нича до казахстанца Сергея Маслова. Менструальная кровь — важный знак феминистского искусства — также используется довольно часто, особенно американками, последний пример — портрет Трампа работы Сары Леви. Но мы, в Казахстане, идем другим путем: быт, кухня, стирка давят гораздо сильнее, чем сексистские высказывания президента.

Нимб из борща окружает голову Антона — Мадонны с кошкой; волны свекольного цвета заливают торс Антона- Венеры перед зеркалом и драпируют Антона-Леду и лебедя; оттенки томат-пасты подрумянивают ноги Антона — Спящей Венеры. Апофеоз — версия «Происхождения мира» Г.Курбе, в структуре выставки помещенная в алтарную часть и надежно закрытая алтарной же преградой. Как известно, в эту, наиболее сакральную часть храма вхожи только мужчины, но слава богу, надпись на алтарной стене предупреждает: «Censored». Да, «Происхождение мира» не эрегировано, поэтому мотивов для уголовного преследования, согласно статье за порнографию УК РК, здесь нет.

Зоя Фалькова — энергичная, любопытная, умная молодая художница, участница практически всех художественных инициатив, происходящих в Казахстане. Несмотря на молодость, она имеет и солидный международный опыт — выставлялась в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, Украине и России, Черногории и Франции. Нынешний год для нее очень удачен — участвовала в неофициальном павильоне Казахстана на Венецианской биеннале, номинирована на Asia Pacific Breweries Foundation Art Prize в Сингапуре, в сентябре участвует в 7 биеннале современного искусства в Одессе.

Вернисаж состоится:
22 июня в 19.00
Аадрес: пр. аль-Фараби,77/8, Есентай молл (2 этаж).

Выставка продлится до 26 июля 2017 года.
Куратор выставки — искусствовед Валерия Ибраева.
Вход свободный.