Открытие выставки «Права человека: 20 лет спустя»

Алматы, 02.12.2017 11:12:00

Начало: 05.12.2017 12:00:00

Окончание: 05.12.2017 14:00:00

Дата: 5 декабря (вторник)
Время: 12.00
Место проведения: г.Алматы, пр. Н. Назарбаева (быв. Фурманова), д.149, выше ул. Жамбыла.
Организаторы: Фонд Сорос-Казахстан, галерея «ARTMEKEN».

5 декабря 2017г. в галерее «ARTMEKEN» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан открывается выставка «Права человека: 20 лет спустя». В выставке принимают участие 10 художников и 2 фотографа.

В 1997 Фонд Сорос-Казахстан в сотрудничестве с СЦСИ-Алматы организовал выставку под названием «Права человека: Terraincognita». Название было подсказано, собственно, ее содержанием — в большинстве работ фигурировала закрытая книга, на обложке которой значилось: «Декларация прав человека». Этот «бродячий сюжет» выявил простую истину — художники, как и общество, камертоном которого они являются, имеют самое туманное представление о тематике экспозиции.

Вместе с тем, несмотря на оживленную политическую и общественную жизнь конца 90-х,  на фоне всеобщей нищеты и хаоса, одним из значительных объектов «TerraIncognita» была инсталляция Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит». Это прямое, честное и самокритичное описание состояния творческих сил страны в нынешнем 2017 году доехало до Италии и с мая по конец ноября было выставлено в основном проекте 57-й Венецианской биеннале.

В Казахстане, на выставке «20 лет спустя» тандем показывает работу «Мент-Арт», посвященную коррупции и бихевиоризму наших славных правоохранительных органов.

Другой звездный художник — и участник TerraIncognita — Ербосын Мельдибеков экспонирует видеоработу «Пастан» 2001 года, которая, к сожалению, не утеряла своей актуальности и сейчас, 20 лет спустя.

Долгий и плодотворный творческий путь другой супружеской пары художников — Сауле Сулейменовой и Куаныша Базаргалиева, также привел их к аналитическому осмыслению казахстанской ситуации — каждый из них реагирует на нее по разному, рассматривая различные аспекты состояния нашего общества. Так, Сауле всегда интересовали реальные люди, конкретные жизни и судьбы, («ЦОН. Регистрация.2017), Куаныш же работает в более символическом ключе, обобщая и объединяя проблемы государственной идеологии и ЛГБТ (»Вы хотите батыров? Их есть у меня« (2015).

Владимир Третьяков показывает два фотоцикла, которые не отнесешь ни к документальной, ни к постановочной фотографии. «Жана Озен» 2011 года — это рассказ о последствиях столкновений рабочих с полицией. Его фрагментарность, рваный ритм и большие пространства создают ощущение всеобщего опустошения и растерянности. Цикл «Без ума от….» 2017 — о людях с ментальными нарушениями, имеющими право на семейные и супружеские отношения, что в нашем обществе воспринимается пока с большим трудом.

Молодые художники, участвующие в выставке, скорее всего, не учитывают что она «20 лет спустя». Их по настоящему волнует первая часть ее названия — права человека и их несоблюдение, с чем они абсолютно не намерены мириться. Виктория Ли фотографирует матерей-одиночек для цикла «Уят» (2017), Зоя Фалькова предлагает побить боксерскую грушу известной фирмы Everlast, сшитую в виде женского торса- работа называется «Evermust» — «Каждый должен» (2017). Суинбике Сулейменова выставляет видеодокументацию клубного виджеинга, где молодежь, пришедшая в клуб отдохнуть и развеяться под танцевальные ритмы и образы, неожиданно видит на экране новостные репортажи со сценами насилия над женщинами. Известный карикатурист Мурат Дильманов иронизирует по поводу свободы слова в Казахстане, а делающий первые шаги в искусстве, но жутко умный Арман Саин говорит о все еще непривычном для старшего поколения праве собственности в работе «Человек против прав потребителя» (2017).

Изящная и тонкая Сауле Дюсенбина предлагает усилить постоянный контроль и контрастность общества, сотворив орнаментальные обои для украшения интерьера — чтобы дома не расслабляться («Wallpaper ornament», 2014).

Мария Вильковиская и Руфь Дженрбекова, напротив, своей аудиоинсталляцией создают райскую страну, куда все стремятся попасть, но лишены свободы передвижения («Комитет по правам нечеловека. Слушай!» 2017).

Неизвестно, могут ли наши молодые процитировать все статьи «Декларации прав человека», но то, что диапазон охватываемых ими проблем и внимание к человеческому достоинству в Казахстане растут — бесспорный факт.

Художник проснулся.

Куратор — Валерия Ибраева.
Выставка продлится с 6 по 20 декабря.
Вход свободный.

Для контактов:
Галерея «ARTMEKEN»
Гаухар Сатпаева
gsatpayeva@gmail.com
+7 (705) 184 64 41

Фонд Сорос-Казахстан
Айнель Кайназарова
Akainazarova@soros.kz
+7 (701) 440 28 95