Вернисаж выставки «Салют» художницы Лизы Кин

Алматы, 21.05.2018 16:49:00

Начало: 23.05.2018 19:00:00

Окончание: 23.05.2018 0:00:00

Приглашаем вас на закрытый вернисаж молодой казахстанской художницы Лизы Кин «Салют».

Вернисаж состоится 23 мая в 19.00 по адресу пр. Назарбаева, 149 (выше ул. Джамбула).

Выставка продлится с 24 мая по 17 июня (время работы с 12.00 до 19.00).

Лиза Кин
В молодом искусстве Казахстана, в отличие от старшего поколения художников, четверть века назад с энтузиазмом начавших осваивать новый язык и технологии, нет боязни выглядеть «традиционным» или «старомодным». Ежедневно оперируя бытовыми электронными гаджетами, молодые свободны в выборе техник, направлений и стилей, и совершенно не смущаются тем, что «это уже было».

Второй, достаточно сильный тренд молодого искусства — дискурсивность, разделение общего потока «современного искусства Казахстана» на конкретные тематические или технологические направления: наиболее силен и развит феминистский дискурс; последние год-два как возник интерес к созданию «новой идентичности»; просматривается тенденция к экспериментам с техниками и технологиями искусства. Не менее заметным вектором является и искусство абстракции, имеющее за спиной опыт казахстанцев — восьмидесятников Р.Хальфина,  Б.Якуба, А.Ророкина.

Исторический абстракцонизм, в частности, естественное влияние Кандинского и абстрактного экспрессионизма, проявляется в творчестве А. Обедина и М. Бекеева, в искусстве совсем молодых художниц — Ш.Шарбаковой и Л.Кин. Причем, если Шарбакова все таки связывает свою абстракцию с музыкой, в чем, скорее, солидарна опять же с Кандинским, то в проекте Лизы Кин «Салют» — прослеживаются более сложные напластования влияний, впитавшие в себя эстетику «искусства действия» Виллема де Куннинга и Джексона Поллока, творчество их последовательницы Элен Франкенталер, черты постживописной абстракции Пола Кремера и — натурально — неоэкспрессионизм Жана Мишеля Баския

Но все таки важнейшим аспектом обращения совсем молодых художников к живописной абстракции является, скорее всего, сопротивление содержательному мейнстриму современного искусства — его прагматичности, внеэмоциональности, отстраненности, асексуальности, отсутствию любой романтики и внимания к личности. Мейнстрим заточен на жизни социума и его проблемы, осторожно обходя жизнь духа, индивидуальность, человека с его переживаниями и страстями.

Вместе с тем, понятия «драма», «границы», «эмоции», которыми Лиза Кин описывает свои работы, также достаточно абстрактны — подтверждением чего служит отсутствие названий картин. Художница не уточняет, какого рода эта самая драма, что именно разделяют упомянутые ею границы, какова эмоция, о которой идет собственно речь. Это стремление делать свое глубоко личное искусство, сфокусированное исключительно на собственной индивидуальности, на спрятанных эмоциях- абсолютно сознательный жест, устно сформулированный ею как желание «не думать о том, что оно должно кому то нравиться». Возможно, эта идея возникла как сопротивление собственному опыту дизайнера интерьера и стремления к совершенной свободе и независимости.

При всем том работы Лизы Кин очень декоративны. Но не той приглаженной, упорядоченной декоративностью, которой грешит практически вся интерьерная живопись, а декоративностью сложно разработанного и сгармонированного цвета, широким мазком наложенного на громадного формата холсты. В хаосе переплетающихся, но сближенных коричнево-зелено-охристых тонов вдруг вспыхивают и светятся вкрапления изумрудов; в яростные сплетения алого, ярко-зеленого и черного неожиданно врывается хулиганский вираж, словно нарисованный самолетом в небе; глубокий синий протыкается черным насквозь, через красочное мясо, или, наоборот, в сочетании с коричневым и белым, топорщась, сопротивляясь, но стекает таки вниз, к нижней кромке холста, разрушая физические свойства густой пастозной живописи.

Впрочем, все композиции не завершены, разомкнуты, кажется, их можно тянуть и вверх и вбок, но, вместе с тем они четко структурированы — ритм присутствует даже в самых нелепых, на первый взгляд, напластованиях цвета. Кроме того, всегда есть центр, узел, точка, из которой происходит взрыв. Напряженный и неожиданный, он прерывает плавное скольжение краски, придавая (или передавая) динамику и страсть «драме, границам и эмоциям». Но, какова бы упомянутая триада ни была в своей содержательности, надо отдать должное сильной натуре молодой художницы:

«Салют! Структура энергетического прорыва, схожесть с вулканом, деревья, весна, человек с растопыренными руками, обнаженными чувствами, честными, честными перед самим собой, идентификация чувства: радость, обида, гордость, страх, тревога, нежность, любовь. Называешь чувство, определяешь его для себя, принимаешь его наличие и после становится понятно, куда двигаться дальше, есть от чего оттолкнуться, с чем работать и совершать действие!», — пишет Лиза.

В силу возраста художественной молодежи особенно трудно — им мало что есть сообщить нового граду и миру, кроме спонтанных выплескиваний своих личных, глубоко индивидуальных ощущений — и это правильно, это на самом деле единственное, что они могут транслировать искренне. Через обостренное переживание реальности проходит в молодости каждый человек. Отличие лишь в том, что совсем не каждый может так мощно высказаться.

Куратор выставки искусствовед Валерия Ибраева

Для контактов: Гаухар Сатпаева 705 184 64 41

Галерея Artmeken

artmeken@gmail.com