Государственный музей искусств им. А. Кастеева представляет выставку «Национальные игры — наследие народа»
Астана, 4 марта 2015 г.
5 марта 2015 года в рамках мероприятий, связанных с празднованием 70-летнего юбилея ЮНЕСКО, в Государственном музее искусств им. А. Кастеева состоится открытие выставки «Национальные игры — наследие народа». Выставка проводится под эгидой ЮНЕСКО.
Выставка, посвященная самому интересному и яркому явлению в традиционной культуре казахского народа, познакомит посетителей с работами мастеров живописи, графики и скульптуры Казахстана. В их числе выдающиеся произведения: К.Тельжанова, Е.Сидоркина, Н.Гаева, А.Гурьева, С. Айтбаева, А.Сыдыханова, Т.Тогызбаева, Е.Тулепбаева, О. Нуржумаева, В. Рахманов, А. Аканаева и др.
Интеллектуальные и другие спортивные виды игр казахов, отражающие особенности национального характера, силу духа, народную смекалку, имеют важное воспитательное и познавательное значение.
С древнейших времен получил распространение жанр песенно-поэтического состязания между поэтами-импровизаторами — акынами.
Акыны пользовались всеобщей любовью и большим авторитетом среди народа. Без их участия не обходился ни один праздник. Являясь своего рода координаторами традиционных ритуалов, они исполняли обряд открывания лица невесты на свадьбе, благославляли обильные дастарханы на тоях, участвовали в событиях, связанных с рождением детей и переходом человека из одной возрастной группы в другую. В словесных состязаниях акыны часто поднимали острые социальные проблемы, могли открыто критиковать недостатки и негативные явления, происходящие в жизни людей либо в процессе несправедливого управления баями народом. Примером песенного состязания между известным акыном и девушкой-акыншей могут служить айтысы Биржана и Сары. Теме айтыса посвящены работы А. Гурьева «Акын» 1967, А. Сыдыханова «Айтыс» 1969, В. Колоденко «Айтыс» 1977, которые реалистично передают значимый образ поэтов-импровизаторов.
Широкое отображение в творчестве казахстанских художников получила тема конных спортивных игр казахов, таких как: аударыспак (состязания всадников), байге (конные скачки), кокпар, кыз куу.
Спортивные игры закаляли молодежь, учили ловкости, мастерству, находчивости и бесстрашию. Раскрывая эту тему, каждый художник стремится передать сильное эмоциональное состояние героев, накал переживаемых ими страстей, чувство искреннего сопереживания участникам состязаний. Живописные полотна «Скачки» и «Кыз куу» К. Тельжанова, «Кокпар» Е. Тулепбаева, «Джигиты» К. Шаяхметова и др. В буквальном смысле захватывают дух своим спортивным азартом и ощущением экстрима. Особенно выразительна круговая замкнутая композиция автолитографии Е. Сидоркина под названием «Кокпар» из его знаменитой серии «Казахские игры», созданной в 1969 году.
На листе белой нетронутой бумаги отчетливо выступают выпуклые объемы фигур трех всадников участников игры. Они изображены в стремительном движении, их вытянутые руки готовы мгновенно перехватить у соперника желаемый трофей. Произведение привлекает динамичностью и необычайной выразительностью образно-пластического решения.
В 2015 году ЮНЕСКО рассматривается возможность включения в список нематериального культурного наследия казахской конной игры кокпар. Будучи исконно народными — кокпар и байге по сей день пользуются большой популярностью в нашей стране и являются неотъемлемой частью традиционной культуры казахского народа. Дальнейшее их сохранение и популяризация очень важны для молодого поколения казахстанцев.