АЭФ-2015: Новый виток городского развития Казахстана

Алматы, 12 июня 2015 г.

Кошербаева А., Рау Г., Мухышбаева А.*

Аннотация

Городское развитие в Казахстане находится на новом этапе, который требует экспертной поддержки и продуманных действий для формирования современных городов мирового класса. На начало 2015 года в городах Казахстана проживало более 55% населения страны и к 2050 году прогнозируется рост до 70%. Акимат города Астана и эксперты, участвовавшие в работе панельной сессии «Города нового поколения» Астанинского экономического форума 2015, едины во мнении, что необходимо активно управлять процессами урбанизации в Казахстане, с этой целью предложено создание Национального Урбанистического Центра (НУЦ). Проактивная политика городского развития является фундаментом конкурентоспособности городов страны и направлена на вхождение Казахстана в 30-ку развитых стран мира. В статье рассматривается ряд примеров успешных практик городского развития и их применимость в казахстанском контексте.

Новый виток городского развития Казахстана

На прошедшем 21–22 мая 2015 года Астанинском экономическом форуме одной из ключевых дискуссионных площадок стала панельная сессия «Города нового поколения» (Урбанистический форум).

Среди ключевых участников — Аким города Астана — Джаксыбеков А.Р., и Министр национальной экономики РК — Досаев Е.А.  Программа сессия была насыщена новыми идеями и инициативами. Так, город Астана подал заявку на вступление во Всемирную организацию Объединенные города и местные власти (ОГМВ). Это дает возможность обмена опытом с более чем 1000 городами из 120 стран мира. Аким города Астаны выступил с инициативой открытия Национального Урбанистического Центра (НУЦ). На начало 2015 года в городах Казахстана проживало более 55% населения страны и к 2050 году прогнозируется рост до 70%. При этом одним из быстрорастущих городов является Астана. Инициатива акима была всецело поддержана участниками круглого стола сессии, и явилась одним из основных пунктов рекомендаций по итогам Урбанистического форума.

Одним из интересных событий форума стала официальная презентация 3D модели развития города Астана до 2030 года, разработанная французским консорциумом компаний EIFFAGE-EGIS-GDFSUEZ. Представитель ЕБРР в центрально-азиатском регионе рассказала о проектах по инвестициям в устойчивую городскую инфраструктуру. ЕБРР инвестировал более 200 млн. долларов США в инфраструктуру Казахстана.

Эксперты McKinsey & Company и PwC акцентировали внимание присутствующих на примерах и подходах по стимулированию устойчивого городского развития в Казахстане, основываясь на международном опыте. Рейтинг «Города возможностей» является системой бенчмаркинга, а также продвижения лучших практик городского развития.

Устойчивое городское развитие было выбрано не случайно в качестве темы для обсуждения на Астанинском экономическом форуме. В 2008 году впервые в истории человечества 50% населения мира проживало в городах. К 2050 году эксперты ООН и ОЭСР прогнозируют, что доля городского населения достигнет 70–80%  от мирового. Города становятся центрами «экономики знаний», где создаются инновации, проживают наиболее активные и квалифицированные специалисты. Производительность труда городского населения выше сельского, а значит и уровень жизни и доходов.

В целом в мировой урбанистической мысли становится преобладающей гуманистическая идея — городов удобных для жизни. То есть изменение концепта городов, которые постепенно трансформируются от индустриальных центров к сервисным городам и Смарт сити, стало мировым мегатрендом.

Урбанизация является одним из наиболее значимых социальных и демографических процессов в современном мире, а в особенности развивающихся странах. Если в 1960 году в развивающихся странах было лишь 52 мегаполиса, то в 2000 году — 279, а в 2025 году, как ожидается, их будет 486. Развитые страны в целом уже завершили урбанистический переход, уровень урбанизации даже таких стран как Канада и Австралия, имеющих значительную территорию, сравнимую с Казахстаном, а также относительно малочисленное население, имеют высокий уровень урбанизации, порядка 80%.

В предстоящий период, основную роль в глобальной урбанизации сыграют развивающиеся страны. Особенно амбициозные планы по данному вопросу имеет Китай, который активизировал данный процесс в последние годы и нарабатывает широкий опыт градостроительной и архитектурно-инфраструктурной практики в сфере городского развития.

Однако важной проблемой остается устойчивое развитие городов. Бурный и иногда неконтролируемый рост агломераций ставит ряд сложных задач перед администрацией города, архитекторами, строителями, экологами и экономистами. Многие города в мире испытывают также серьезные трудности с обеспечением занятости, транспортными проблемами, экологией и жилищными сложностями, решая многочисленные проблемы социальной адаптации и новой городской культуры. На передний план выходят задачи по улучшению качества жизни, созданию адекватной инфраструктуры, обеспечению социальной и экономической жизнеспособности.

Процессы урбанизации активно проистекают в Казахстане. Правительство в качестве наиболее перспективных урбанистических центров определяет города Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и другие быстрорастущие агломерации. Новая Экономическая Политика Казахстана «Нурлы Жол» в качестве приоритета выделяет развитие транспортной и модернизацию жилищной (ЖКХ) инфраструктуры по хабовому принципу, что соответствует международной практике.

Участники панельной сессии «Города нового поколения» обсудили лучшие практики устойчивого развития городов, модели и подходы в урбанистическом развитии, а также выработали ряд приоритетов в развитии городов. В качестве двух основных направлений определены: инфраструктура и экология городов Казахстана.

Конкурентоспособность городов напрямую зависит от уровня развития транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры. В организации комфортной и доступной городской инфраструктуры наибольшее значение придается не только строительству новых, но и эффективному использованию уже существующих объектов инфраструктуры.

В 1997 году в городе Берлин разработана и запущена программа по модернизации систем отопления и электроэнергии в зданиях, в которых ежегодные расходы на тепло и электричество составляют не менее 200 тыс. евро в год. Собственники зданий не несут затрат по реконструкции и переоборудованию, а все расходы берут на себя партнеры программы — Siemens, Honeywell и другие. В период 3–4 лет собственник здания, оплачивает привычные для себя суммы за электроэнергию и тепло, так как партнер программы окупает инвестиции в модернизацию. После завершения периода окупаемости инвестиций партнеров программы, экономия образуется у владельца здания.

В среднем платежи за энергию снижаются на 26%. Использование такого подхода в Казахстане способно решить проблему модернизации устаревающей советской промышленной и социальной инфраструктуры, а также улучшить экологическую ситуацию из-за сокращения энергопотерь.

В области транспортной инфраструктуры выделяются основной принцип — развитие общественного транспорта. Наиболее актуальными направлениями системы общественного транспорта сегодня признаются легкорельсовый транспорт (LRT), скоростные автобусы (BRT) и велосипеды. В 2013 году Институт транспорта и политики развития (США) признал систему скоростных автобусов (BRT) Гуанчжоу в качестве «Золотого стандарта качества».

Ежедневный пассажиропоток BRT Гуанчжоу составляет 850 тыс. человек, протяженность 22,5 километров и 26 станций. Частота автобусов составляет 1 автобус каждые 10 секунд или 350 в час в каждом направлении. Она интегрирована с другими видами транспорта, в том числе метро и велосипедным движением, включая велосипедные дорожки вдоль BRT, и велосипедные парковки на станциях. В Казахстане только предпринимаются первые шаги на пути создания современной системы скоростных автобусов в г. Астана. Однако необходимо, чтобы система скоростного общественного транспорта была интегрирована в городскую, а автобусы отличались высокой комфортностью, надежностью и ездили по расписанию.

В городах переработка отходов жизнедеятельности человека является не только экологичным, но и выгодным делом. Система утилизации отходов и мусора в городе Копенгагене считается одной из образцовых в мире. В Копенгагене на полигонах складируются всего 2% бытовых отходов за год, при этом около 40% утилизируется на мусоросжигательных заводах и 58% — отправляется на вторичную переработку. Тепло мусоросжигательных заводов используются в системе централизованного теплоснабжения. Вырабатываемое на них тепло покрывает около 30% общих потребностей Копенгагена.

Однако культивирование культуры и практики утилизации мусора является не самой простой задачей. К примеру, мэрия города Куритиба вела многолетнюю кампанию, которая убеждала горожан сортировать мусор вручную: взывая к сознательности посредством социальной рекламы и стимулирую материально (альтернативно в городе Мальме предусмотрен штраф за неправильную сортировку мусора). По всей Куритибе были расставлены урны для пяти видов отходов: бумаги, металла, пластика, стекла и органического мусора. А чтобы мотивировать граждан заниматься сортировкой, этому начали учить с детского сада. Акиматам городов Казахстана следует учесть, что программа утилизации отходов стала успешной в Куритибе лишь после того, как эту идею внушили детям, т.е.  может потребоваться смена поколения для достижения цели.

Международный опыт устойчивого городского развития указывает, что развитие городской инфраструктуры перекликается с экологической устойчивостью. Современные города стремятся обеспечить высокий уровень жизни жителей. Существует немало примеров положительного синергетического взаимодействия между развитием инфраструктуры и экологии, такие города как Берлин, Гуанчжоу, Копенгаген и другие. Поэтому города нового поколения в Казахстане должны стать комфортными, экологичными, безопасными и удобными для жизни все большей доли населения страны.

Достижению именно этих задач может способствовать Национальный Урбанистический Центр (НУЦ). Центр должен стать площадкой, объединяющей экспертное сообщество Казахстана по урбанистике, т.е.  архитекторов, строителей, экологов, экономистов и иных специалистов, работающих над проблематикой городского развития. Центр может стать «think tank» (мозговой центр) для 87 городов Казахстана по изучению широкого спектра вопросов по экологии, экономике, социологии и другим аспектам устойчивого городского развития. При этом имеются самые разнообразные форматы функционирования таких центров, а механизмы работы.

*Сведения об авторах: Кошербаева А. — доктор экономических наук, доцент, Директор Центра региональных и социологических исследований. АО «Институт экономических исследований»; Рау Г. — Начальник Управления мониторинга развития регионов, Центр региональных и социологических исследований; Мухышбаева А. — Старший эксперт Управления социологических исследований, Центр региональных и социологических исследований.

Краснощекова Надежда

Ведущий специалист отдела аналитики и мониторинга и работы со СМИ
ТОО "АГТ-Казахстан"

Телефон +7 (727) 262-69-27
n.fedorets@agt-agency.ru