Новый Шелковый путь откроет для Казахстана уникальные возможности доступа на мировые рынки

Астана, 4 августа 2015 г.

Реализация масштабных инфраструктурных проектов по созданию Нового Шелкового пути в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» создаст для Казахстана уникальные возможности доступа на международные рынки, станет мощным инструментом привлечения инвестиций в регион, отмечают авторитетные эксперты.

В частности, директор Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК Султан Акимбеков отметил, что Стратегическая инициатива Китая о строительстве транспортного коридора Нового Шелкового пути откроет для казахстанской продукции доступ на мировые рынки и принесет большие экономические выгоды.

«Для Казахстана идея председателя КНР о создании «Экономического пояса Шелкового пути» очень удачный момент, поскольку мы много инвестировали в инфраструктурные проекты. Наша стратегическая цель стать транспортным хабом в этом регионе», — отметил С.Акимбеков, выступая на II саммите стран Шелкового пути.

По его мнению, при любом из вариантов прохождения транспортных коридоров через регион Центральной Азии, Казахстан оказывается центром всех транзитных и логистических процессов, что позволяет получать большие экономические результаты.

«В современных условиях для Казахстана важно иметь доступ на мировые рынки», — подчеркнул глава института.

В свою очередь глава крупнейшего транспортного оператора Казахстана — кампании «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин обозначил основные прогнозы развития транзита грузов через территорию Казахстана.

«Учитывая потенциальные возможности внутриконтинентальных коридоров, мы ставим цель увеличить в два раза объем транзита по маршруту между Востоком и Западом до 2020 года. Ускоренное развитие и рост экспорта из центральных и западных провинций Китая будут способствовать достижению нашей цели», — отметил А.Мамин.

Он также привел экспертные оценки Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Согласно данным этой организации объем торговли между основными рынками на Евразийском континенте к 2020 году вырастет в 1,5 раза — с 800 млрд долларов в 2014 году до 1,2 трлн долларов. Ожидается также, что товарооборот между Китаем и странами Европейского Союза вырастет с 615 до 800 млрд долларов США, между Китаем и Индией с 66 до 92 млрд долларов к 2020 году. При этом сейчас в межконтинентальных грузовых перевозках между Азией и Европой преобладает морской транспорт, на долю которого приходится более 98%. А значит, по мнению экспертов, переход на внутриконтинентальные коридоры создает для Казахстана большие возможности.

В частности, по данным, озвученным А.Маминым, в 2014 году по транспортным коридорам Казахстана транзит грузов составил около 18 млн тонн: по железной дороге — 16,1 млн тонн, автомобильным транспортом — 1,5 млн тонн, водным транспортом — около 100 тыс тонн через порт Актау. Доход от транзита превысил 1 млрд долларов США.

Позднее в ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация: вторая пятилетка индустриализации и экономический рост» министр РК по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев отметил важность создания трансконтинентальных транзитных коридоров также и для инвестиционного климата в стране.

«Запуск программы Нурлы жол и идея по созданию международного финансового центра в Астане, а также совместная с КНР реализация программы „Экономический пояс Шелкового пути“ дают серьезный новый импульс для прихода в Казахстан иностранных инвесторов», — сказал А. Исекешев.

При этом он подчеркнул ряд важных преимуществ реализации программы «Нурлы жол», в частности — наращивание казахстанского содержания в транспортных проектах.

«На автодорожных проектах программы Нурлы жол 97% дорожно-строительных материалов будут отечественного производства. В настоящее время дорожно-строительные работы ведутся более, чем на 2000 квадратных километров, задействовано более 72 тыс человек», — отметил министр.

Если для Казахстана воссоздание маршрутов Шелкового пути это, прежде всего, раскрытие транзитного потенциала страны с учетом выгодного геополитического расположения республики, то для инициаторов создания восточной половины транспортного коридора — КНР — проект «Экономический пояс Шелкового пути» это еще и важный дипломатический шаг.

Как отметил в одном из своих интервью директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашен, проект «экономический пояс Шелкового пути» направлен в большей степени на формирование между государствами региона тесных комплексных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях, чем на получение экономических преимуществ.

«Развитие региональной экономической кооперации — лейтмотив политики Китая в отношении всех регионов, в первую очередь в отношении своих соседей», — добавил Чжао Хуашен.

Он обратил внимание и на то, что нельзя отрицать экономическую составляющую проекта возобновления Шелкового пути, что для КНР означает акцент на развитие западных провинций страны и также расширение сотрудничества в регионе Центральной Азии и за его пределами.

«На мой взгляд, новый проект не замыкается на Центральную Азию, а реализуется на более масштабном уровне с охватом Южной и, Восточной Азии и Евразии. В определенном смысле, в плане региональной кооперации он выходит за рамки Шанхайской организации сотрудничества, хотя для Китая ШОС остается базовой платформой для сотрудничества в регионе», — подчеркнул директор Центра по изучению России и Центральной Азии.

Сейчас не только страны Евразии, но и весь мир рассматривает проект воссоздания Шелкового пути, как перспективный и судьбоносный для многих стран региона транзитный коридор. Но долгое время маршруты караванных троп, действовавших еще во II веке до нашей эры, не принимались всерьез. Морской путь казался более выгодным из-за того, что маршрут Шелкового пути проходил через горы и пустыни, в сложных погодных условиях с большим перепадом летних и зимних температур.

По данным историков, Великий Шелковый путь имел несколько маршрутов, но наиболее известным было «северное направление». Оно начиналось в древней столице Китая — Чанъане, шло через Ланьчжоу в Дуньхуан, где дорога разделялась на два направления. Северный путь начинался от заставы Юймэньгуань и шел у северного подножия Тянь-Шаня через Хотан, Турфан, перевал Сан-Таш, город Суяб (современное село Шабзи в Кыргызстане) Кулан (ст. Луговая), Уч-Булак, Тараз, Исфиджаб (Шымкент, Казахстан), Шаш (Ташкент, Узбекистан), Замин, Самарканд, Бухару, Амулю (Чарджоу, Туркменистан), Мерв (Мары, Туркменистан), Герат. Далее путь проходил через Гекатомпил (столицу Парфии), Экбатану и Гиераполь, с выходом на берег Средиземного моря.

В те времена по караванным тропам распространялись не только товары, но и технологии. Наиболее значимыми были способы изготовления шелка, цветного стекла, бумаги, пороха и пушек.

Но, несмотря на все более мощное развитие торговли Китая с другими странами, Великий Шелковый путь прекратил свое существование в конце XVI века нашей эры. Этот период в Центральной Азии был ознаменован войнами и распадом империи монголов и Золотой Орды.

О возрождении исторического маршрута всерьез заговорили только в конце XX века, когда появились технологии и транспорт, позволяющие совершать большие трансконтинентальные перевозки в сложных погодных условиях, сохраняя их рентабельность.

Так, в начале 1990-х годов активно обсуждался проект создания комбинированной Трансевразийской магистрали, которая частично повторяла маршрут Великого Шелкового пути, проходя через территорию КНР, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции и Грузии. В результате 3 мая 1993 года на конференции министров торговли и транспорта в Брюсселе подписана декларация о создании маршрута ТRАСЕСА — Transport Corridor Europe — Caucasus — Asia.

Параллельно с развитием транзитных коридоров в регионе Центральной Азии, Китай начинает формировать современную транспортную сеть, связывающую крупные порты на востоке страны с переходами на западной границе. Первая Транскитайская автомагистраль от порта Ляньюньгань на побережье Желтого моря до КПП «Хоргос» на казахстанско-китайской границе открывается 8 августа 2004 года. Дорога протяженностью 4393 км строилась с 1990 года. Технические характеристики трассы позволяют двигаться по ней со средней скоростью 120 км в час, автобан позволил сократить путь от восточных до западных границ КНР страны с 15 суток до 50 часов или в 7,5 раза.

Создание отдельных транспортных коридоров было окончательно сформулировано, как возрождение маршрута Великого Шелкового пути в 2012 году. Тогда на 25-м заседании Совета иностранных инвесторов Президент РК Нурсултан Назарбаев объявил о начале масштабного проекта «Новый Шёлковый Путь».

«Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией», — завил Глава государства.

В качестве конкурентных преимуществ проекта Н.Назарбаев отметил выгодное географическое положение, постоянный рост грузопотоков, прямой доступ к рынкам стран Таможенного союза и благоприятный инвестиционный климат в стране.

«Преимущество проекта Новый Шёлковый Путь будет основано на реализации „принципа 5С“ — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. В результате их территориальной и функциональной взаимоувязки должен возникнуть синергетический эффект», — добавил Президент.

Основой Нового Шелкового пути на территории Казахстана стал Евразийский трансконтинентальный коридор, который Нурсултан Назарбаев предложил создать, выступая на Астанинском экономическом форуме в мае 2015 года.

«Я предлагаю создать новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут Евразийский трансконтинентальный коридор. Он будет пролегать через всю территорию нашей страны, позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно», — сказал Н.Назарбаев.

По словам Президента, данный коридор свяжет страны между собой и обеспечит безопасность и стабильность всех государств, через которые проходят трассы

«Транспортная артерия даст импульс развитию производства во всех странах. Совместные инициативы в сфере транспорта являются хорошей платформой сотрудничества. Она должна дать старт глубокому взаимодействию, интеграции стран, а также региональному объединению», — подчеркнул Глава государства.

Создание Евразийского трансконтинентального коридора включено также в План нации «100 конкретных шагов».

«Транспортный коридор будет проходить: первое направление — через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу. Второе направление — через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию. Предусматривается привлечение к проекту в будущем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, созданного в конце 2014 года», — указано в плане.

Сейчас эксперты отмечают безусловные экономические преимущества создания такого транспортного коридора.

В частности, председатель правления АО «Институт экономических исследований» Максат Муханов отметил, что потенциальные объемы торговли Китая со странами на пространстве Нового Шелкового пути могут составить до 2,5 трлн тенге

«Казахстан за последние годы развивал именно транспортные маршруты между Европой и Азией. Также создается сейчас транспортно-логистический хаб на Хоргосе, это закладывает основы для увеличения товарооборота между Китаем и Казахстаном», — сказал М.Муханов.

Он также подчеркнул, что вокруг казахстанских транспортных и инфраструктурных проектов может образоваться достаточно большое количество новых предприятий, что приведет к сопутствующему росту обрабатывающей промышленности и в целом экономики страны.

По информации эксперта, общий объем ВВП стран, которые будут объединены «Шелковым путем», составляет около трети мирового ВВП с перспективой роста до половины мирового ВВП.

Официальный сайт Премьер-Министра РК

http://www.primeminister.kz