Проект нового Трудового кодекса позволит обеспечить баланс интересов всех сторон трудовых отношений
Астана, 2 сентября 2015 г.
Проект нового Трудового кодекса позволит обеспечить баланс интересов всех сторон трудовых отношений. Об этом сегодня на брифинге по разъяснению основных норм проекта нового Трудового кодекса РК, прошедшем в МЗСР РК, сообщил Вице-министр здравоохранения и социального развития РК Биржан Нурымбетов.
Он отметил, что проект Трудового кодекса подготовлен во исполнение поручения Главы государства в рамках реализации Плана нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ (шаг 83).
К разработке нового Трудового кодекса были привлечены эксперты, представляющие интересы бизнес-сообщества, Национальной палаты предпринимателей, республиканских и отраслевых профсоюзов, ученые в области трудового права, представители Международной организации труда и Всемирного банка. Проведено более 20 заседаний рабочей группы.
"Концептуальная модель нового Трудового кодекса предлагает четко определить границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками, и с учетом обеспечения баланса интересов сторон, распределить их роль и ответственность.
Государством будут устанавливаться минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечиваться контроль их исполнения со стороны работодателей.
Отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования, с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений в таких сферах, как найм, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата их труда", — сообщил Биржан Нурымбетов.
Вице-министр также добавил, что проектом Кодекса для работодателей упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников. При этом закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договора и соглашения, а также инструменты защиты их прав и интересов.
Расширена роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом законе "О профессиональных союзах".
Таким образом, повышается заинтересованность сторон в заключении коллективных договоров и соглашений, что будет способствовать развитию практики юнионизации.
Данная модель регулирования трудовых отношений соответствует стандартам ОЭСР.
Основными нововведениями, предусмотренными проектом Кодекса являются:
1. Упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике.
Эта новелла предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу.
К примеру, в целях сохранения рабочих мест, предлагается установить срок временного перемещения работников на весь период простоя предприятия (вместо одного месяца). Также предусматривается право работодателя на перевод работника без его согласия (в случае простоя предприятия) на любые имеющиеся вакансии, работа по которым не противопоказана по состоянию здоровья.
2. Расширение перечня оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя (было 20 стало 25).
В проекте нового Кодекса по инициативе работодателя может быть расторгнут трудовой договор также в случаях:
— повторного непрохождения работником проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда или промышленной безопасности;
— решения собственника имущества юридического лица либо уполномоченного собственником лица (органа) или уполномоченного органа юридического лица о прекращении полномочий руководителя исполнительного органа, а также других работников, назначаемых (избираемых) собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) либо уполномоченным органом юридического лица;
— отсутствия работника на работе более одного месяца по неизвестным работодателю причинам.
Также введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при "снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации".
По действующему Трудовому кодексу (ст. 48) по причине сокращения объема работ у работодателя допускается изменение условий труда работника. На практике, по этой же причине работодатель производит и сокращение численности работников (но используя основание, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 "сокращение численности или штата работников"), с выплатой компенсации в размере средней зарплаты за один месяц.
Учитывая, что в нынешних кризисных условиях, существует большая вероятность применения работодателем мер по сокращению работников, вышеуказанное основание выделено отдельно, но при этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
— закрытие структурного подразделения (цеха, участка);
— отсутствие возможности перевода работника на другую работу;
— письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.
При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы.
Кроме того, предлагается предоставить работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (по аналогии с государственными и гражданскими служащими).
3. Предлагается предоставить работодателю право установления испытательного срока любым категориям работников.
Данное нововведение обусловлено тем, что существующий запрет для работодателей на установление испытательного срока для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников ВУЗов и ТиПО, впервые приступивших к работе, не способствуют трудоустройству граждан, относящихся к данным категориям, так как работодатели стараются под различными предлогами не принимать их на работу.
4. Предусматривается комплексный подход к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.
По действующему законодательству регулирование трудовых отношений с инвалидами регламентируется обязательствами работодателя по приему на работу инвалидов, оснащению их рабочего места специальным оборудованием (с учетом ограничений и нарушений функций здоровья), предоставлением дополнительного отпуска (не менее 15 дней), установлением сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю), запретами на привлечение к сверхурочным работам и др. На практике вышеперечисленные требования не способствуют в полной мере трудоустройству инвалидов.
Законопроектом "О занятости населения", находящимся на рассмотрении в Парламенте, предусматривается установление обязательной для выполнения работодателем квоты на прием на работу инвалидов в размере 2–4% от общей численности работников, с созданием специальных рабочих мест. При этом предлагается субсидирование государством затрат работодателя на оснащение необходимым оборудованиям специального рабочего места инвалида.
В свою очередь проектом Кодекса предусматривается сохранение запрета на привлечение инвалида к сверхурочным работам. Без изменения остаются нормы о применении суммированного учета рабочего времени и сокращенном рабочем времени (не более 36 часов в неделю).
При этом предлагается снизить продолжительность дополнительного отпуска для инвалидов I и II групп до 6 календарных дней, с возможностью его увеличения в рамках коллективных договоров.
Таким образом, снижение определенной нагрузки на работодателя, с разделением ответственности между государством, работодателем и профсоюзами, будет способствовать решению вопроса трудоустройства инвалидов.
5. В вопросах оплаты труда работников в проекте Кодекса предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников.
Таким образом, предлагается предоставить право работодателям и представителям работников регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени.
Завышенная оплата труда за данные виды работы необоснованно стимулирует работников к их выполнению. Учитывая, что привлечение к таким работам возможно только при согласии работника, положения Кодекса не должны стимулировать работы сверх предусмотренных норм.
Данные нововведения направлены на предоставление работникам возможности полноценно использовать время отдыха, снизить риски профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
6. Предлагается усилить сферу общественного контроля, введя институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах.
На вышеуказанные советы планируется возложить следующие функции: организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников об их результатах.
Возглавлять производственные советы на паритетных условиях будут представителями работников и работодателя на ротационной основе с периодичностью 2 года. Решения производственного совета будут обязательны для работодателя.