К оценкам деятельности Национального превентивного механизма против пыток в Казахстане
Астана, 20 октября 2015 г.
В связи с публикацией на сайте Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ): «Представители правозащитного сообщества и бывший Специальный докладчик ООН встретились с государственными органами в Астане и призвали положить конец практике применения пыток» (http://www.bureau.kz/novosti/sobstvennaya_informaciya/specialnyi_dokladchik_oon_po_pytkam_v_astane) от 15 октября 2015 года отдельных положений, содержащих вопросы деятельности Национального превентивного механизма против пыток в РК (НПМ), учреждение Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена), полагало бы необходимым дать следующие комментарии.
1. Учреждение Омбудсмена, к сожалению, узнало о визите в Казахстан делегации только по ознакомлении с вышеупомянутой публикацией. Представляется, что именно встреча с Омбудсменом могла бы быть наиболее продуктивной при обсуждении данного вопроса, так как НПМ в Казахстане действует на основе модели «Омбудсмен+».
2. НПМ как система мониторинговых посещений мест содержания под стражей учрежден согласно Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и, отвечая всем его положениям, носит превентивный характер, направленный на системное предупреждение пыток.
В его мандат не входит и не может входить расследование фактов пыток.
3. Давая негативную оценку способности института Омбудсмена обеспечивать работу превентивного механизма, бывший Спецдокладчик ООН М. Новак пытается свести на нет результаты работы, в том числе достигнутые на этапе подготовки его к запуску, когда все вопросы были детально обсуждены в открытом формате с привлечением госорганов, неправительственных и международных организаций.
Модель «Омбудсмен+» доказала свою эффективность в мировой практике и была выбрана для Казахстана на основе широкого консенсуса всех заинтересованных лиц, именно по инициативе неправительственного сектора, во избежание обвинений в зависимости НПМ от исполнительной власти.
4. Для объективной оценки НПМ необходимо учитывать мнения действующих международных экспертов, непосредственно взаимодействующих с казахстанским контекстом «в полевых условиях». Нам крайне важна конструктивная и основанная на фактах критика для совершенствования дальнейшей работы.
К примеру, член Подкомитета ООН по предупреждению пыток А. Даниелян (докладчик по Казахстану в указанном органе) и рекомендованный PRI (Международной тюремной реформой) руководитель Болгарского Хельсинкского комитета К. Канев, неоднократно посещавшие Казахстан со специальными длительными миссиями, предметно проанализировали деятельность НПМ и дали обоснованные замечания, по которым уже ведется активная работа.
При этом А. Даниелян выделил «уникальность казахстанского НПМ, предполагающего выполнение рекомендаций по итогам каждого визита» (в отличие от мировой практики, в которой рекомендации даются преимущественно лишь один раз в год), в то время как К. Канев положительно отметил, что «не каждый НПМ имеет такую широкую вовлеченность гражданского общества».
Международными экспертами в целом была дана положительная оценка НПМ в нашей стране, признано, что он независим в своей деятельности, его мандат твердо прописан законодательно и доступ во все закрытые учреждения практически неограничен.
Члены НПМ на законодательной основе имеют все необходимые полномочия на принятие «самостоятельных и независимых решений по любым видам инспекций» и на публикацию «результатов проверок немедленно по их завершении».
В ходе Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека в 2014 году 13 государств (в том числе США, Великобритания, Россия, Австралия и другие) отметили достижения Казахстана в создании и успешной деятельности НПМ.
5. Вызывает недоумение мнение о необходимости «четко сформулированной законодательной базы») для НПМ. Сегодня 4 кодекса и 4 профильных закона, в которых подробно прописывается мандат превентивного механизма, уже являются такой «четкой базой».
Нельзя не отметить вред, наносимый очередным вбрасыванием риторики о принятии нового закона, что демонстрирует нежелание оказывать практическое содействие в совершенствовании уже функционирующего НПМ, ограничиваясь критикой со стороны.
О результатах работы НПМ в Казахстане красноречиво свидетельствуют цифры. За полтора года состоялось 675 посещений закрытых учреждений всех типов, из них 31 — специальное. При прямом содействии Европейского Союза, Совета Европы, ОБСЕ, PRI, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, ЮНИСЕФ проведены 12 межрегиональных тренингов, еще 4 готовятся в текущем году — для участников НПМ, сотрудников госорганов и администраций подмандатных учреждений. Омбудсмен обеспечивает организацию и проведение обучающих мероприятий, поиск партнеров и международных экспертов, издание методических материалов.
Координационный совет, ответственный за эффективую координацию деятельности участников НПМ, состоит исключительно из представителей неправительственного сектора, в том числе 4 представителей КМБПЧ, что подчеркивает факт необоснованности упрека в какой-либо зависимости НПМ.
Таким образом, вместо возвращения к обсуждению уже решеных вопросов и нивелирования совместных достижений гражданского общества и государственных органов, видится более продуктивной именно практическая работа, детальный анализ и конструктивный диалог, к чему учреждение Омбудсмена всегда готово.
Учреждение Уполномоченного по правам человека