Эксперты: В Казахстане применяется оптимальный комплекс мер содействия занятости населения

Астана, 27 октября 2015 г.

К такому выводу пришли эксперты АО «Информационно-аналитический центр по проблемам занятости» МЗСР РК (далее — АО «ИАЦ ПЗ»), проанализировав ситуацию на рынках труда стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) и Казахстана.

Во многих странах для реализации политики содействия трудоустройству населения разработаны государственные программы, которые предусматривают активные и пассивные меры содействия занятости.

К активным мерам содействия занятости относятся: профессиональная подготовка в специальном учебном заведении, обучение на рабочем месте, специальные стажировки; частичное или полное субсидирование рабочих мест в течение, как правило, непродолжительного времени; 100% субсидирование работников со сниженной работоспособностью; создание новых рабочих мест; разработка и финансирование программ, способствующих развитию предпринимательства.

К пассивным мерам содействия занятости относятся: выплаты страховки по безработице; социальные пособия по безработице; компенсации неуплаченных заработных плат для сотрудников обанкротившихся компаний; программы содействия полному или частичному досрочному выходу на пенсию пожилых людей, способствующие их замещению безработными из другой целевой группы (выплаты по досрочному выходу на пенсию прекращаются после достижения пенсионного возраста).

По данным АО «ИАЦ ПЗ», в среднем страны ОЭСР тратят 1,5%  от ВВП на программы содействия занятости, европейские страны — 1,8%, а такие страны как Ирландия, Дания и Испания выделяют более 3% от ВВП на трудоустройство своих граждан. Наибольшие средства в содействие занятости населения выделяют Франция и Германия — более 47 млрд. евро, США — 46 млрд. евро, Испания — более 38 млрд. евро и Италия — более 32 млрд. евро.

Чтобы проанализировать, какие меры содействия занятости (активные или пассивные) предпочтительнее, эксперты АО «ИАЦ ПЗ» проанализировали расходы в некоторых странах ОЭСР в 2013 году (последние данные, имеющиеся в свободном доступе) в денежном эквиваленте на каждого участника соответствующих мер.

«Для начала необходимо отметить, что в среднем для этих стран доля расходования государственного бюджета на программы содействия занятости от ВВП больше для пассивных мер — 0,9%, чем для активных — 0,5%. Наибольший интерес для нас представляют страны с уровнем безработицы ниже чем в Казахстане (5%), то есть Норвегия (3,4%) и Швейцария (4,4%). В Норвегии активными мерами содействия занятости было охвачено 55 тыс. человек, пассивными — 53 тыс., но расходы на участника активных мер выше, чем пассивных, 35 тыс. евро и 24 тыс. евро соответственно. Немного другая ситуация в Швейцарии, где пассивными мерами было охвачено 120 тыс. человек, активными — 55 тыс. человек. При этом расходы на одного человека по первому направлению составили 26 тыс. евро, по второму — 51 тыс. евро.

В Испании, где уровень безработицы составляет 26,1%, на обеспечение занятости выделяется наибольшая доля от ВВП среди других стран ОЭСР (3,6%). Большая часть этих средств расходуется на пассивные меры, а именно почти 3%. При этом активными мерами охвачено 2,7 млн. человек, пассивными — 2,9 млн. человек. В 2013 году в Испании на поддержание одного участника пассивных мер было выделено 10 тыс. евро, что в 4,5 раза выше чем затраты на участника активных мер», — отмечают эксперты АО «ИАЦ ПЗ».

По мнению аналитиков, данные показатели могут служить основанием для оценки эффективности предпринимаемых государствами ОЭСР мер по обеспечению занятости населения, а именно доказательством того, что активные меры являются более результативными в борьбе с безработицей.

В Казахстане на активные меры содействия занятости ориентирована программа «Дорожная карта занятости 2020» (далее — «ДКЗ 2020»), приоритетом которой является снижение уровня безработицы и повышение общего благосостояния казахстанцев. Необходимо подчеркнуть, что уровень безработного населения в Казахстане ненамного выше, чем в Норвегии и Швейцарии. При этом на каждого участника программы в 2014 году государством было выделено 2 тыс. евро, что в 15 раз меньше средств, предусмотренных в рамках государственных программ содействия занятости этих европейских стран в 2013 году.

«Уровень безработицы в Казахстане постепенно снижается с 5,8%  в 2010 году до 5% во втором квартале 2015 года, при этом в течение этого промежутка времени только в 2012 году можно наблюдать увеличение численности безработных (473 тыс. безработных в 2011 году, 475 тыс. — 2012 год). По данным второго квартала 2015 года численность безработных в Казахстане составила 449 тыс. человек», — отмечают эксперты АО «ИАЦ ПЗ».

По мнению аналитиков, успешная борьба с безработицей в Казахстане, обеспечивается за счет реализации программы «ДКЗ 2020», в которой четко прописаны цели: уровень безработицы — не более 5%; уровень женской безработицы — не более 5,5%; уровень молодежной безработицы не более — 4,6%, а также точно выбраны направления реализации: обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства; стимулирование предпринимательской инициативы и комплексное развитие опорных сел; обучение и содействие в трудоустройстве и переселении, с учетом реального спроса работодателя.

«Таким образом, подводя итог, следует отметить что в кризисные времена больше денежных средств необходимо выделять на активные меры содействия занятости, так как прямое трудоустройство, профессиональная подготовка специалистов, субсидирование заработных плат, развитие предпринимательства и др. являются наиболее эффективными инструментами в вопросах обеспечения занятости населения», — подчеркивают эксперты АО «ИАЦ ПЗ».

Напомним, в 2014 год в рамках реализации программы «ДКЗ 2020» трудоустроено свыше 167 тыс. человек. С начала этого года трудоустроено более 118 тыс. человек, из них на постоянные рабочие места — 97,4 тыс. граждан, на временные рабочие места — 20,7 тыс. человек.

Министерство здравоохранения и социального развития РК

Телефон +7 (717) 74-35-00
m.press@mzsr.gov.kz
mzsr.gov.kz