О результатах проверки применения законодательства, направленного на защиту внутреннего рынка труда
Астана, 25 ноября 2015 г.
Органами прокуратуры проведены проверки применения законодательства, направленного на защиту внутреннего рынка труда (за период 2013–2014 года и 1 полугодие 2015 года).
В рамках проверки охвачены вопросы реализации местными исполнительными органами программы «Дорожная карта занятости — 2020» (далее — Программа), а также законности выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.
Проверки показывают, что в большинстве случаев причиной допускаемых местными исполнительными органами нарушений является их формальный подход к реализации Программы.
Выявлено свыше 120 фактов фиктивного обучения специалистов, что является причиной их крайне низкой квалификации, неконкурентоспособности на рынке труда.
В ходе выборочных проверок прокурорами установлено более 400 участников Программы, фактически не относившихся к целевым группам и представивших недостоверные сведения.
При этом на местах обучение, содействие в трудоустройстве и переселении обратившихся в органы занятости осуществляется без реального учета потребности в рабочей силе, что в итоге приводит к неэффективности проводимого обучения и невостребованности специалистов, прошедших обучение.
Проверкой в части создания социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики выявлены факты, когда работодатели переводят на социальные рабочие места своих действующих работников, неправомерно получая от государства субсидии (имеются 218 фактов увольнения работников и повторного их приема через Центры занятости).
Оценивая работу уполномоченных органов по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее — ИРС), следует отметить, что зачастую ими не соблюдаются Правила и условия выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение ИРС.
Выявлены факты привлечения рядом компаний иностранных граждан по поддельными документам, неисполнения работодателями условий выдачи разрешений в части создания новых рабочих мест для граждан Казахстана, их переподготовки и обучения, а также отсутствия надлежащего контроля со стороны местных исполнительных органов.
Отсутствие реального контроля привело к тому, что иностранные предприятия, а также компании, привлекающие ИРС, зачастую не только нарушают права казахстанских работников, но и допускают факты их прямой дискриминации.
К примеру, прокурорами выявлены случаи установления разной заработной платы за одинаковый труд в пользу иностранных работников, а также работы казахстанцев в худших условиях, нежели у их иностранных коллег на тех же предприятиях.
Кроме того, установлено 1,4 тыс. фактов нарушения Правил выдачи, продления и отзыва разрешения трудовому иммигранту, а также регистрации, формирования и ведения дакто-, фотоучетов трудовых иммигрантов (утверждены приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 08.02.2014 года №76).
В частности, выявлено 113 фактов непроживания иммигрантов в указанных в разрешениях местах, осуществления ими трудовой деятельности не по месту назначения, что в итоге оказывает негативное влияние на внутренний рынок труда.
По всем выявленным нарушениям виновные должностные лица и недобросовестные работодатели привлечены к установленной законом ответственности.
В целом, по результатам проведенных проверок прокурорами в адрес различных государственных органов внесен 171 акт прокурорского реагирования, по 52 фактам проводятся досудебные расследования, отозвано либо принимаются меры по отзыву 2 924 разрешений на привлечение к работе иностранцев, инициирован вопрос о возврате 45,3 млн. тенге бюджетных средств.
Кроме того, Генеральной прокуратурой в адрес Правительства Республики Казахстан внесено представление об устранении нарушений законности и способствующих им причин и условий, в том числе о коренном пересмотре подходов к реализации программ, направленных на защиту внутреннего рынка труда.
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан
Урузгалиева Асель Елемесовна