Выступление Генерального Прокурора Республики Казахстан Асхата Даулбаева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения
Астана, 26 ноября 2015 г.
Обеспечение безопасности дорожного движения является важным направлением, как для государства, так и общества. От эффективности решения этой задачи зависит качество жизни наших граждан.
Рост дорожно-транспортных происшествий был предметом критики Главы государства на расширенном заседании Правительства в прошлом году.
Ежегодно в результате дорожных аварий в стране погибает около 3-х тыс. человек, порядка 25-ти тыс. получают травмы или остаются инвалидами. За 10 лет погибло свыше 34 тыс. граждан, что сравнимо с населением небольших городов (Шахтинск, Атбасар, Аральск). Масштаб трагедий достиг столь значительных размеров, что они, как это справедливо отметил Глава государства, многократно превышают боевые потери отдельных локальных войн.
Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта.
Проведенная Генеральной прокуратурой проверка в этой сфере вскрыла серьезные проблемы и нарушения, которые при попустительстве уполномоченных органов приобрели системный характер. Практически во всех охваченных проверкой учебных организациях установлены факты некачественного обучения водителей, большинство из них не отвечали установленным требованиям.
Треть учебных заведений (189 из 552) не обеспечили минимальные требования к квалификации руководителей, преподавателей и мастеров обучения. В каждом седьмом (75 из 552) отсутствовали необходимое оборудование и инвентарь.
Из-за отсутствия надлежащего контроля рынок пассажирских перевозок приобретает неорганизованный и стихийный характер. Установлены более 2 тысяч фактов осуществления нелегальных перевозок пассажиров. Каждый третий, остановленный в ходе рейдовых мероприятий автобус, не отвечал предъявляемым требованиям.
Около половины водителей автобусов и микроавтобусов, осуществляющих легальную перевозку, привлекались к различным видам ответственности за нарушения правил дорожного движения (из 19 577 водителей к уголовной и административной ответственности в области БДД в 2014 — 2015 годы привлекались 8 243 человека или 42,1%). Причем 4 тысячи из них привлекались неоднократно (3 977 чел.).
В этой связи, важное значение приобретает обеспечение неотвратимости наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, анализ судебной практики вскрыл ряд проблемных вопросов, позволивших виновным лицам избежать заслуженное наказание. Основными факторами, способствующими этому, являются истечение сроков давности вследствие волокиты со стороны сотрудников полиции, проведение врачами повторных медицинских освидетельствований, отмена протоколов вследствие ошибок при их составлении (отражение анкетных данных, места совершения), отсутствие видеозаписей, послуживших основанием для оформления материала.
По этим причинам прекращены свыше 4 тысяч административных производств. В результате этого от заслуженного наказания ушли в числе других и 600 водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения. Тем самым, у правонарушителей формируется чувство безнаказанности за содеянное, что ведет к рецидиву аналогичных нарушений.
Разрешение озвученных проблем — одна из первостепенных задач. С учетом высказанных сегодня предложений в качестве первоочередных мер предлагается выделить следующее.
Во-первых, всем уполномоченным органам следует принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законности и недостатков в сфере пассажирских перевозок. Усилить государственный контроль за безопасностью дорожного движения, инфраструктурой автомобильных дорог.
При координации Министерства внутренних дел, местным исполнительным органам необходимо приступить к реализации нового закона о местной полиции. С 1 января 2016 года данный институт должен заработать в полную силу, четко выполняя поставленные задачи.
Во-вторых, ужесточить контроль за качеством подготовки водителей. Четко регламентировать квалификационные требования к преподавателям соответствующих учебных заведений, развивать возможность повышения их квалификации.
В-третьих, рассмотреть вопрос об ограничении права регистрации автобусов, микроавтобусов за физическими лицами. Это возможность должна закрепляться за предпринимателями, имеющими достаточные ресурсы для проведения их технического обслуживания, медицинских осмотров водителей. Одновременно, надо предусмотреть для пассажирского автотранспорта обязательное требование по установлению видеорегистраторов и камер внутри салона.
В-четвертых, обеспечить работу по организации научных исследований в данной сфере с выработкой на его основе мер по улучшению ситуации.
В-пятых, продолжать на регулярной основе проведение рейдовых мероприятий на предмет выявления нелегальных перевозчиков.
Наряду с реализацией отмеченных вопросов, немаловажно навести порядок в работе административной полиции. Путем автоматизации регистрации правонарушений наладить учет каждого административного материала. Обеспечить их полноту.
В качестве профилактических мер, на законодательном уровне необходимо установить административную ответственность должностных лиц полиции за укрытие правонарушения и фальсификацию материалов дела.
Целесообразно расширить сферу применения института сокращенного производства.
Предлагается принять ряд профилактических мер, направленных на повышение квалификации и дисциплины у водителей. МВД совместно с Союзом водителей Казахстана проработать мероприятия социально-воспитательного характера.
Для снижения затрат государства в разрешении конфликтов при авариях автотранспорта, связанных исключительно с возмещением имущественного вреда, предлагается ввести в Казахстане правила Европротокола. Это согласуется с поручением Главы государства о необходимости внедрения альтернативных способов разрешения конфликтов в обществе.
Принимая во внимание международный опыт, целесообразно изучить вопрос о поэтапном снижении размеров штрафов по некоторым неосторожным деяниям и, наоборот, усиление ответственности за грубые нарушения.
В совокупности со всеми мерами, которые предложены в проекте решения коллегии, это позволит снизить репрессивность некоторых норм административного закона.