Выступление начальника 4-го Департамента Генеральной прокуратуры Асета Чиндалиева на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам безопасности дорожного движения
Астана, 26 ноября 2015 г.
В Казахстане принимаются системные меры для обеспечения безопасности дорожного движения. Совершенствуется нормативная база, внедряются современные информационные технологии, модернизируется дорожная инфраструктура.
Сегодня в стране зарегистрировано более 5 млн. автомашин.
Водителями и пешеходами совершено 2 млн. адмнарушений. Это 2/3 от всех регистрируемых полицией.
Ежегодно число таких нарушений растет на 20%.
По некоторым категориям до 70%:
— превышение скорости — 23%;
— проезд на запрещающий сигнал светофора — 30%;
— несоблюдение требований дорожных знаков — 43%;
— разговор по телефону — 68%;
С одной стороны, эти цифры могут говорить об улучшении работы дорожной полиции, которая старается реагировать на каждое нарушение. Но с другой — пренебрежение Правилами дорожного движения становится нормой поведения наших граждан. Их не останавливает даже ужесточение наказания. В 90 случаях из ста в ДТП виноваты сами водители.
В результате число ДТП, не повлекших вред здоровью, с 12 по 14 год возросло в 2 раза (с 41 тыс. до 85 тыс.).
По мнению руководителя международного проекта ТРАСЕКА «Безопасность дорожного движения» (ТРАСЕКА — Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) Алана Росса Казахстан оказался на одном уровне с Саудовской Аравией, где плохо организована безопасность дорожного движения. И это вызвало у него удивление, поскольку обе страны являются богатыми.
Мы изучили дела о дорожных правонарушениях.
В целом адмпрактика полиции и судов стабильна. В большинстве случаев виновные наказаны.
Вместе с тем имеют место нарушения порядка рассмотрения дел, исполнения взысканий, пробелы в законодательстве, организационные вопросы.
1.Нарушения при рассмотрении дел.
Прокурорами выявлено 898 фактов не привлечения виновных к адмответственности. Это не составление протоколов, не направление адмдел в суд и затягивание сроков.
К примеру, в ЮКО полицейский Багысбаев доставил водителя Ашенову на медосвидетельствование. Врач установил алкогольное опьянение. Однако Багысбаев протокол не составил, и пьяный водитель избежал наказания.
Всего нами в ходе выезда в ЮКО установлено 12 таких фактов, по всем ведется досудебное расследование.
Полицейские несвоевременно оформляют материалы, в результате истекают сроки привлечения к ответственности. По этому основанию судами за 2 года прекращено полторы тысячи дел. Из них 240 в отношении нетрезвых водителей.
Одна из причин — короткий срок задержания — не более 3 часов. В основном таких водителей ловят в нерабочее время, когда суды закрыты. Потом они в суд не приходят, а полиция их не ищет.
Другая причина. Протокол ДТП оформляется только на одного водителя. Но суд приходит к выводу, что виновен второй, на которого протокол не составлен. Пока «суд да дело» — срок для привлечения истек и получается, что в аварии никто не виноват. Всего 160 таких ДТП.
Еще один способ уйти от наказания — поставить под сомнение результаты медосвидетельствования на употребление алкоголя. Судами по этому основанию прекращено 125 дел.
При первичном освидетельствовании врачи, пренебрегая Инструкцией, не проводят анализы биологических сред или заключение выдается вовсе не специалистами — медсёстрами, медбратьями. Кто поверит в случайность таких нарушений?
Прокуратура Акмолинской области пресекла незаконную практику областного наркологического центра. Главврач создал 2 комиссии, которые незаконно ревизировали первичные заключения и без каких-либо дополнительных исследований делали вывод об отсутствии опьянения. Таким образом судьи освободили от ответственности 16 пьяных водителей.
Суды по повторным заключениям прекратили 90 дел. Мы выявили 5 подложных повторных заключений, по ним проводятся досудебные расследования (ЗКО-2, Астана-3).
Порой установление фиктивности повторного заключения недостаточно для отмены прекращения и привлечения к ответственности.
Так было по делу Жумашева. Адмсуд прекратил производство на основании повторного заключения. В последующем в ходе прокурорской проверки само медучреждение признало, что повторное заключение не выдавало. Вышестоящий суд не принял новые доказательства о фальсификации медосвидетельствования, поскольку судом первой инстанции они не исследовались. Правильность такой позиции вызывает сомнения.
Во-первых, КоАП, в отличие от гражданского процесса, позволяет предоставлять и исследовать доказательства в любой инстанции.
Во-вторых, прокурор в таких делах не участвует и может выявить нарушения только после получения постановления суда и проверки его законности.
В-третьих, наличие объективных данных о подделке документов должно учитываться, независимо от результатов расследования и наличия приговора.
Правонарушители под любым предлогом обжалуют действия по составлению протокола. Это может быть ошибка в анкетных и регистрационных данных, дате и месте составления протокола. Никому не придет в голову отменить постановление суда из-за таких технических ошибок.
А суды, даже не обсуждая суть правонарушения, по этим формальным основаниям отменили 23 протокола и еще 97 адмдел прекратили за отсутствием состава.
К примеру, Г. был задержан за пьяную езду. При составлении протокола полицейский ошибся на одну букву в ссылке на Правила дорожного движения. Для квалификации действий нарушителя это не важно. Статья 608 КоАП имеет прямое действие, ответственность наступает за сам факт управления транспортным средством в состоянии опьянения. Ссылка на правила в данном случае вообще не нужна, достаточно указать статью КоАП. Несмотря на это, адмсуд Кокшетау прекратил дело за отсутствием состава, зацепившись за эту неточность.
Даже устранив свои ошибки, полицейские не могут добиться наказания нарушителя.
Бурабайский адмсуд отменил протокол, в котором не указан ИИН нетрезвого водителя Ж. и населенный пункт, где он был задержан, а затем прекратил дело. Полиция составила новый протокол с учетом всех замечаний. Это не запрещено КоАП, но суд сослался на решение по старому протоколу и вновь прекратил дело.
Фактически создается тупиковая ситуация, когда есть виновник, есть состав, а привлечь нельзя по формальным соображениям. А ведь это поощряет недобросовестность полицейских. Нет гарантии, что ошибки не будут допускаться умышленно.
Полагаем, протокол является доказательством и должен оцениваться при рассмотрении дела по существу. В обратном случае суд, отдельно рассмотрев законность протокола, может без исследования всех существенных обстоятельств предопределить судьбу дела.
К административным материалам не приобщаются видеозаписи, на основании которых оформлены протоколы. Это препятствует объективному рассмотрению дела. Каждый водитель настаивает на своей невиновности.
Почти 5 тысяч водителей, неоднократно нарушивших ПДД, не направлены на экзамен.
По сведениям Союза водителей Казахстана, чуть более 10% водителей знают Правила. В ходе эксперимента только 13 водителей из 100 «сдали правила». Остальные, буквально, «ездят по наитию».
Кроме того, прокурорами в ходе проверок выявлены:
- 1 078 граждан, незаконно привлеченных к адмответственности;
- 760 фактов необоснованного применения сокращенного порядка;
- 23 дела полицейские прекратили, присвоив себе полномочия суда;
- 376 дел возбуждены без учета рецидива, как следствие нарушители избежали более строгого наказания.
2. Исполнение штрафов.
Как и раньше, взыскивается лишь половина от наложенных штрафов. Нарушители уплатили семь с половиной млрд. из 15.
752 тыс. постановлений не исполнено. При этом на принудительное исполнение направлено всего семь с половиной тысяч или 1%. (Из них исполнено всего 16 (12,9)% или 91,4 млн. (192).
Прокуратура Алматы установила почти восемь с половиной тысяч поддельных квитанций об уплате штрафов на 129 млн. Данный факт зарегистрирован в ЕРДР.
Всего прокурорами выявлено свыше 20 тыс. нарушений. Внесено 470 представлений, 990 протестов в уполномоченные органы и 133 — в суды. 265 должностных лиц наказаны дисциплинарно. Зарегистрировано 27 досудебных расследований.
3. Проблемы законодательного характера.
Первое. КоАП предусматривает возврат водительских удостоверений после прохождения проверки знаний Правил дорожного движения.
Однако вопрос их изъятия до направления на экзамен законом четко не регламентирован. В результате одни полицейские изымают права, другие нет.
Пользуясь такой правовой неопределенностью, нарушители безнаказанно уклоняются от экзаменов.
У водителя, провалившего экзамен, изъять удостоверение тоже не просто. Для этого орган внутренних дел должен еще раз пойти в суд, теперь уже в гражданский.
Не удивительно, что при такой бюрократии полицейские не спешат предъявлять иски, а нарушители спокойно разъезжают по дорогам.
Полагаем, что все вопросы должны быть решены в рамках одного адпроизводства.
Второе. Сегодня за нетрезвое вождение водители лишаются прав на 3 года, а за отказ от освидетельствования — на 2.
Получается выгоднее отказаться от освидетельствования и сократить срок взыскания даже если водитель «пьяный в стельку».
Третье. Как свидетельствует статистика, увеличение штрафов не приводит к снижению правонарушений на дорогах.
Мы выделили 3 основных фактора, заставляющих пересмотреть адмвзыскания.
Во-первых. Доходы населения снизились, это следствие непростой экономической ситуации.
Во-вторых. С 2001 года размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз. С 15 до 396 тыс. тенге.
При этом среднемесячная зарплата повысилась всего в 7 раз. С 17 до 124 тыс.
Мы изучили опыт других государств. И выяснили, что в западных странах и в России при более высоком доходе штрафы в разы меньше. Это вы можете увидеть на слайде.
Минимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге, при средней зарплате 1 млн. тенге, составляет — 15 тыс., у нас — 20 при средней зарплате 124 тыс. В Германии он в 2 раза меньше (8 тыс.), в Австрии — в 3 раза (6,5 тыс.), в России — в 8 раз (2 тыс.).
Максимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге — 45 тыс. тенге, в России — 22, а в Казахстане 80! Это весь месячный оклад среднестатистического бухгалтера или две зарплаты охранников и водителей.
В-третьих. Самая высокая взыскиваемость штрафа за управление машиной без документов — 63%. На наш взгляд, причина этого в размере штрафа — 8 тыс. тенге.
В среднем, 11 тыс. тенге штраф за нарушение правил проезда перекрестков. Здесь взыскиваемость чуть ниже — 48%.
Максимальный штраф 396 тыс. уплачивают лишь в 17 случаях из ста. А ведь это самые опасные нарушители — нетрезвые водители без водительских прав, которых нельзя арестовать.
Как видно, чем выше сумма штрафа, тем меньше шансов на то, что он будет уплачен.
4. Организационные вопросы.
Первое. Сейчас главной основой медзаключения по вопросу состояния опьянение являются клинические показатели. То есть поведение, речь, эмоции, память, координация движений и наличие запаха.
При таком подходе степень опьянения определяется врачом фактически «на глаз». Какого-либо стандартизированного соотношения количества алкоголя в организме не имеется.
Второе. Прокурорами выявлено 47 фактов выдачи водительских удостоверений лицам, ранее их лишенных, но изменившим анкетные данные, и 208 — состоящим на учетах в псих и наркодиспансерах.
Это объясняется отсутствием у МВД доступа к базе данных Минюста и сведениям Минздрава о наркоманах и психически больных.
Также отсутствие возможности оперативного получения органами внутренних дел сведений о признании недееспособным препятствует своевременному обращению в суд о лишении их прав (31 факт).
Что мы предлагаем?
— срок адм. задержания по «арестантским» делам увеличить с 3-х до 24-х часов (минимальный срок ареста — сутки и срок задержания входит в срок ареста);
— прерывать срок давности по участникам ДТП, в отношении которых протокол не составлен, с момента направления материала в суд;
— автоматизировать адмпроизводство. Присваивать каждому делу единый уникальный номер, по которому можно отследить любой материал с момента его регистрации.
Данный функционал будет реализован в рамках проекта «е-Штрафы»;
— ввести электронную регистрацию медицинских заключений на состояние опьянения. Должен фиксироваться каждый факт освидетельствования с использованием ЭЦП;
— пересмотреть бланк медзаключения. Добавить графы о разъяснении права на прохождение повторного освидетельствования и об отказе от забора биологических сред;
— предусмотреть в Инструкции по проведению освидетельствования стандарты по определению состояния опьянения в зависимости от количества алкоголя в организме;
— внести в КоАП запрет на отдельное обжалование протокола;
— определить порядок снятия копий, хранения, приобщения к материалам дел и уничтожения видеозаписей, зафиксировавших совершение правонарушения;
— конкретизировать в КоАП вопросы изъятия прав до проверки знаний ПДД и прекращения права на управление при не сдаче экзамена. Исключить в этом случае процедуру обращения в гражданско-правовом порядке;
— уравнять санкции за управление в нетрезвом виде и отказ от прохождения освидетельствования;
— изучить опыт Беларуси, где в уголовном законе за нетрезвое вождение предусмотрена конфискация транспортного средства;
— с учетом мирового опыта пересмотреть размеры штрафов или заменять их на альтернативные виды взысканий, такие как предупреждение, лишение права, арест;
— принять новое нормативное постановление Верховного Суда по вопросам применения судами законодательства об адмправонарушениях;
интегрировать информационные системы МВД и Минюста;
— органам внутренних дел, правовой статистики и здравоохранения проводить сверки данных по лицам признанным недееспособными, состоящими на учете в псих и наркодиспансерах;
—использовать методы общественного порицания. К примеру, в США на автомашины лиц, управлявших в нетрезвом состоянии, ставятся так называемые «виски номера».
В видеоролике был упомянут Европротокол. Что это такое? И почему мы предлагаем ввести его в Казахстане?
Фактически сейчас при мелких ДТП водители, на месте договорившись и рассчитавшись за нанесенный ущерб, разъезжаются без оформления каких-либо документов.
А иногда не хотят договариваться, поскольку, во-первых, считают, что ущерб должен покрываться страховкой, выплата которой возможна только после установления виновного судом. Во-вторых, боятся, что другая сторона заявит о ДТП в полицию и тогда привлекут к ответственности за оставление места ДТП, а это лишение прав на один год.
Цивилизованным видом такого договора является Европротокол.
Суть которого заключается в заполнении участниками происшествия извещения страховой компании о ДТП.
И не надо часами стоять на проезжей части, мешать потоку в ожидании полиции, ходить по судебным инстанциям и ждать вступления в силу судебного акта.
Если в аварии не пострадали люди, объем ущерба не превысил лимита, оба водителя согласны на это, а один признает вину, на месте ДТП оформляется Европротокол.
Он будет основанием для выплаты страховки и гарантирует безопасность от недобросовестных действий другой стороны.
Такая процедура успешно применяется во Франции, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании, Великобритании и в ряде СНГ — Россия, Беларусь и Украина.
Ранее МВД работало над внедрением у стране Европротокола. Были подготовлены соответствующие изменения.
Однако тогда инициатива не была поддержана Администрацией Президента. По их мнению, если не будут вызывать полицейских, то вне поля зрения останутся нетрезвые водители.
Можно решить и эту проблему. По договору страхования оба водителя обязаны предъявить доказательства о трезвости в момент ДТП. При отсутствии медицинского заключения страховая компания откажет в выплате. Такой опыт применяется в Украине.