За защитой... к прокурору
Астана, 4 декабря 2015 г.
6 декабря сотрудники органов прокуратуры Казахстана отмечают профессиональный праздник.
Жанар Илияс, начальник департамента
Генеральной прокуратуры РК
Рассмотрение обращений и личный прием граждан являются неотъемлемой функцией правозащитной деятельности органов прокуратуры, которые уполномочены осуществлять надзор за применением законодательства об обращениях граждан государственными органами, должностными лицами, и в случае выявления нарушений закона, инициировать привлечение виновных лиц к ответственности.
Осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением законов, органы прокуратуры стремятся наиболее полно реализовать свои правозащитные функции, ставя во главу угла своей деятельности права и охраняемые Конституцией интересы граждан и организаций.
Заявления, жалобы и иные обращения позволяют прокурорам получить информацию о нарушениях прав и законных интересов граждан и организаций, правонарушениях, о состоянии законности и правопорядка в регионах, а также использовать их в планировании надзорной деятельности органов прокуратуры.
В соответствии с приказами Генерального Прокурора Республики, разработанных на основании законов, ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений несет руководитель органа прокуратуры, и в его обязанности входит правильная организация этой работы.
В первую очередь это определение порядка рассмотрения обращений и приема граждан подчиненными работниками, организация информационно-аналитического обеспечения этой деятельности, распределение служебных обязанностей, планирование, обеспечение взаимодействия структурных подразделений и сотрудников.
Большая роль отводится контролю исполнения, учету и отчетности по обращениям граждан, что позволяет упорядочить данный вид деятельности.
Непосредственное рассмотрение обращений реализуется через все направления деятельности прокуратуры и занимает существенное место в работе прокурора, как по объему, так и значимости.
В Послании Главы государства "Стратегия Казахстан — 2050": новый политический курс состоявшегося государства» повышение уровня доверия общества к правоохранительным органам обозначено одним из приоритетных направлений и ежегодный рост обращений граждан в прокуратуру — один из индикаторов уровня доверия к нам.
Как показывает статистика, на протяжении последних десяти лет сохраняется устойчивая тенденция роста количества обращений, поступивших в органы прокуратуры.
По сравнению с 2005 годом оно увеличилось на 57,3% (в текущем году рост составил 9%). Только за 10 месяцев 2015 года в органы прокуратуры поступило более 267 тыс. обращений (за аналогичный период 2014 года — 246 тыс.).
Если провести сравнительный анализ за текущий год, то в прокуратуру поступило значительно большее количество обращений, чем в другие правоохранительные и государственные органы.
Несмотря на такой большой объем, по каждому разрешаемому обращению прокурорами принимаются меры по тщательному изучению всех доводов заявителей, а иногда с их непосредственным участием. При выявлении нарушений мерами реагирования обеспечивается восстановление нарушенных прав граждан и интересов организаций.
Всего по результатам рассмотрения обращений прокурорами за последние пять лет внесено свыше 20 тысяч актов прокурорского надзора, по итогам рассмотрения которых, к различным видам ответственности привлечено более 10 тысяч должностных лиц. Указанные данные свидетельствуют о доверии граждан и организаций к органам прокуратуры, их уверенности в том, что именно прокуроры смогут им реально помочь в восстановлении нарушенных прав.
Ежегодно здания органов прокуратуры посещают более 40 тысяч граждан, что свидетельствует об актуальности правозащитной функции прокуратуры.
Помимо этого, прокуроры регулярно организовывают приемы граждан в ходе сельских сходов, а также в общественных приемных партии "Нур Отан". За последние пять лет в таких приемных прокурорами осуществлен личный прием 6 209 граждан.
Более того, учитывая интересы граждан, Генеральной прокуратурой организован прием в так называемом режиме "он-лайн", когда заявители могут по видеоконференцсвязи обратиться к руководству Генеральной прокуратуры, а в регионах прокуратур областей.
С 2011 года руководством Генеральной прокуратуры принято через ВКС 3545 граждан, проживающих в различных регионах нашей страны.
Путем координации, в том числе работы нижестоящих прокуроров, удалось активизировать надзор за применением законов о рассмотрении обращений в государственных органах, базируя эту работу на результатах надзорных проверок. Только за истекший период текущего года органами прокуратуры проведено более 1 300 проверок.
По результатам указанных проверок внесено 1 250 актов прокурорского надзора, привлечено к ответственности 2 057 должностных лиц.
При осуществлении надзора и рассмотрении обращений большое внимание уделяется вопросам защиты прав предпринимателей от незаконных проверок, принятия государственными органами незаконных правовых актов, ущемляющих права хозяйствующих субъектов, фактам злоупотреблений монополистов.
Эффективно работают и мобильные группы по защите прав предпринимателей, которые готовы по первому сигналу о незаконной проверке незамедлительно выехать на место и пресечь незаконные действия проверяющих. Обратиться за помощью мобильных групп прокуроров можно по телефонам доверия, указанным на сайтах Генеральной прокуратуры и областных прокуратур. В текущем году на телефоны доверия поступило 422 звонка, и в 120 случаях сигналы о незаконных проверках подтвердились. Всего в ходе рассмотрения обращений мобильными группами проведено 118 проверок, пресечено 127 нарушений прав предпринимателей.
К примеру, по обращению предпринимателей, поступившему на телефон доверия прокуратуры Алматы, оперативно проверена законность проверочных мероприятий, проводимых на территории ТЦ "ADEM" тремя сотрудниками ювенальной полиции УВД Бостандыкского района. По актам прокурорского надзора за неправомерное вмешательство в деятельность субъектов частного предпринимательства данные сотрудники полиции привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Законом РК "О борьбе с коррупцией" в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
На сегодняшний день в свете постоянного развития информационных технологий и совершенствования правовой системы, Генеральной прокуратурой приняты меры по упрощению приема обращений. (Ранее заявители либо непосредственно предоставляли жалобы, либо отправляли их по почте, либо они поступали в прокуратуру из иных структур). Сейчас же граждане и представители юридических лиц помимо изложенного могут сделать это путем обращения в областные центры обслуживания населения, почтовые отделения АО "Казпочта", на блоги Генерального прокурора и прокуроров областей, Call-центр Генеральной прокуратуры, порталы Электронное Правительство и 115.kz.
За три последних года число электронных обращений с порталов Электронное правительство и 115.kz возросло почти в два с половиной раза (с 3 155 в 2013 году до 10 065 за 10 месяцев 2015 года).
С каждым годом все большее значение приобретает Саll-центр Генеральной прокуратуры, куда можно позвонить с любой точки страны со стационарного или мобильного телефона по бесплатному номеру 115.
Центр действует с августа 2011 года и регистрирует 6 категорий жалоб, а именно на действия органов уголовного преследования, на нарушения прав предпринимателей, трудовых прав граждан, на противоправные действия в отношении несовершеннолетних в учреждениях образования, на неправомерное взимание платы за медуслуги, оказанные в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, на действия коррупционного характера сотрудников органов прокуратуры.
Одновременно, Центр дает информацию справочного характера, принимает и регистрирует отклики и предложения по вопросам деятельности органов прокуратуры, разъясняет порядок оказания ими государственных услуг (апостилирование документов, выдача справок о реабилитации, архивных справок и др.).
Для обеспечения оперативного доступа граждан к информации мы вышли за пределы компетенции Центра и сейчас принимаем любые их звонки.
Только за 10 месяцев 2015 года в Саll-центр поступило свыше 50 тыс. звонков, из которых по 34 тысячам абонентам требовалась информация справочного характера (о местонахождении и почтовых адресах государственных и правоохранительных органов, их телефонах доверия и т.д.), более 12 тысяч граждан интересовал ход рассмотрения их обращений и почти 4 тысячи граждан просили разъяснить порядок оказания органами прокуратуры госуслуг.
По результатам рассмотрения обращений, поступивших в Саll-центр за последних пять лет, органами прокуратуры обеспечена выплата гражданам задолженности по заработной плате на сумму свыше 132 млн. тенге.
Например, в результате принятых органами прокуратуры Северо-Казахстанской области мер прокурорского реагирования в марте 2015 года выплачена задолженность по заработной плате 99-ти работникам ТОО "Аккайынское СК" на сумму 1 340 000 тенге и 66-ти работникам ТОО ХПП "ТНС-Экспорт" — 2 503 647 тенге. Также принятыми прокуратурой Семей мерами прокурорского реагирования защищены трудовые права 6-ти работников ТОО "Семей жолдары", с выплатой им в июле текущего года задолженности по заработной плате на сумму 1 718 358 тенге.
Ежегодно растет и количество электронных обращений, поступающих на персональные блоги Генерального прокурора страны и прокуроров областей. По областным и приравненным к ним прокуратурам их число возросло с 4 306 в 2013 году до 7 093 за 10 месяцев 2015 года, или почти вдвое.
На персональный блог Генерального прокурора Республики Казахстан — в текущем году поступило 1 769 вопросов. На все вопросы даны ответы и мерами прокурорского реагирования обеспечено погашение задолженности по заработной плате на 14,5 млн. тенге.
С расширением сферы оказания государственных услуг через ЦОНы, в целях создания для граждан дополнительных возможностей и упрощения процедуры с прошлого года поэтапно реализуется проект приема обращений и получения ответа на них через ЦОНы Астаны, Алматы и областных центров. Предоставляемые для граждан возможности дали свои положительные результаты, так как люди чаще стали обращаться в органы прокуратуры за защитой своих конституционных прав, что свидетельствует об их доверии к надзорному органу.
Сегодня прокуроры делает все возможное, чтобы повысить качество рассмотрения обращений, принять реальные меры, направленные на защиту прав и свобод граждан и устранение нарушений законности. В настоящее время перед органами прокуратуры стоят задачи по дальнейшей активизации координирующей роли и повышению результативности и эффективности прокурорского надзора, и их успешное решение заключено в дальнейшей консолидации наших усилий для достижения общего результата.