Выступление заместителя Генерального Прокурора Нурмаханбета Исаева на брифинге «Об итогах деятельности прокурора в сфере надзора за законностью на досудебной стадии уголовного процесса»
Астана, 23 декабря 2015 г.
Уважаемые журналисты!
Сегодня я хотел бы затронуть вопросы надзора за законностью досудебного производства по уголовным делам. В данном направлении надзор осуществляют всего 516 прокуроров по всей стране (11% от общей численности), которые надзирали за расследованием 830 тысяч уголовных дел, из которых 60 тысяч направлено в суд.
Ими же рассмотрено 120 тысяч обращений.
Как видно, на каждого прокурора в среднем приходится свыше 1600 дел и более 230 обращений.
Как Вам известно, если раньше с момента подачи заявления до возбуждения уголовного дела могло пройти до 2-х месяцев, то сегодня регистрация сообщений в Едином реестре — это и есть начало досудебного расследования.
Многие путают начало досудебного расследования с уголовным преследованием. Это совершенно разные вещи. В ходе досудебного расследования устанавливаются все обстоятельства дела, а уголовное преследование — это уже подозрение лица в совершении конкретного преступления со всеми вытекающими последствиями для него. То есть, введя новую модель досудебного расследования, мы раз и навсегда искоренили былую порочную практику, когда людей сначала опрашивали в ходе доследственной проверки, потом несколько раз допрашивали в ходе следствия.
Сейчас задача прокурора — пресекать как явно необоснованное начало расследования (409), так и не допустить укрытие очевидных правонарушений (376).
Тут надо отметить, что огромную роль в этом деле сыграла бескомпромиссная борьба последних лет с укрытием преступлений, которое, как мы и подозревали, носило массовый характер.
Если раньше только прокурорами в год выявлялись около пяти-шести с половиной тысяч таких преступлений, то сейчас их лишь 376 или 0,1% (в 2010 году — 5561, в 2011 году — 6666, в 2012 году — 2471, в 2013 году — 1712, в 2014 году — 1512, в 2015 году — 376).
Но это осколки старого мышления, и мы скоро их изживем, как раньше искоренили незаконную практику дополнительных доследственных проверок, которые могли длиться годами.
(За такие нарушения наказано 1500 сотрудников, по 109-ти начаты расследования).
Одновременно принимались меры по искоренению искусственного увеличения показателей органов уголовного преследования, когда путем фиксации нескольких фактов сбыта наркотиков одним и тем же лицом по каждому из них возбуждали уголовное дело, тем самым искусственно увеличивая выявляемость и раскрываемость таких преступлений.
После нашего вмешательства факты искусственного тиражирования сведены на нет.
Аналогичная ситуация наблюдалась с выявлением взяточничества и других преступлений, влияющих на показатели органов уголовного преследования, но и эта негативная тенденция была нами пресечена.
Основная стадия — это досудебное расследование.
И здесь роль прокурора очень важна.
Если мы видим, что где-то следователь недорабатывает или упустил из виду какие-то важные улики, то прокурор даёт письменные указания. Их в этом году свыше 18 тысяч (18175).
Как известно, расследование зачастую сопряжено с задержанием лиц.
В прошлом прокурорами ежегодно выявлялись свыше тысячи незаконно содержащихся в служебных помещениях граждан.
Для решения этой проблемы мы ввели электронный учет доставленных лиц в здания правоохранительных органов, что изменило ситуацию в лучшую сторону.
Суть этого учёта проста — в компьютере фиксируется время доставления лица в полицию и время его выхода. Нахождение задержанного в здании свыше 3-х часов без процессуального оформления становится предметом нашего разбирательства.
Как Вы видите на слайде, уже в прошлом году количество таких лиц уменьшилось до 459-ти. А в этом году еще в два раза (с 403 до 212, снижение 47%).
Кроме того, прокурорами с 47-ми граждан было снято необоснованное подозрение. Как вы понимаете, для каждого из них это последствия в виде стрессов и морального переживания.
Немало фактов, когда сотрудники в целях раскрытия преступлений применяют недозволенные методы следствия, физическое и психологическое давление, одним словом — пытки.
Для наведения порядка Указанием Генерального Прокурора по заявлениям о пытках, поступившим в прокуратуру, расследование было возложено на прокуроров.
В результате, как видите на слайде, если раньше дела о пытках были единичными, то с момента активизации работы в суд направлено уже 47 дел, по ним осуждено 82 сотрудника.
Но мы понимаем, что работы в этом направлении ещё очень много.
Наиболее значима роль прокурора на стадии санкционирования следственных действий или поддержании ходатайств следователя на получение санкции суда, так как это остро затрагивает конституционные права граждан.
На экране Вы можете видеть всю эту работу.
Это почти 41 тысяча санкционированных выемок (20914), обысков (1634), негласных следственных (18599) и других действий.
При этом, прокуроры признали незаконными 60 обысков (14) и выемок (46), проведенных без их санкции, отказали в санкционировании более 1800 (1824) негласных следственных действий.
Раскрывая тему санкционирования, хотел бы затронуть вопрос о порядке ареста подозреваемого.
По УПК ходатайства следователя на получение такой санкции у суда идут через прокурора.
Посмотрите на слайд. Только за этот год прокуроры, рассмотрев свыше 12 тысяч таких ходатайств следователей (11922), отклонили их в 2000 случаях (2066), т.е. каждый шестой задержанный ввиду отсутствия оснований освобождался, не дожидаясь судебного рассмотрения.
Для сравнения скажу, что за 9 месяцев т.г. следственными судьями из 8500 отказано в санкционировании лишь по 127-ми или всего полтора процента.
Это наглядно показывает, что прокурорский фильтр выступает надёжной дополнительной правовой гарантией.
Поэтому, именно эту модель мировой практики мы поддержали при передаче следственным судьям этих полномочий.
А там, где позволяет закон, мы всё чаще применяем залог вместо ареста.
Глядя на слайд, Вы можете убедиться, как всё изменилось (в 2010 году залог избран в отношении 24 лиц, в 2011 году — 18, в 2012 году — 20).
Доля залогов сейчас составляет 44% от всех мер пресечения.
В результате число арестованных снизилось с 2013 года до сегодняшнего дня на 32% или же на 4 с половиной тысяч лиц.
При этом, в связи с нарушением условий залога имущество залогодателей на 197 млн.тенге обращены в доход государства.
По завершению расследования дело либо направляется в суд, либо прекращается производством.
Но абсолютное большинство дел (260 299) приостанавливается ввиду неустановления виновных лиц.
Все эти дела прокурор также обязан изучить и дать оценку принятым решениям.
Как показано на экране, прокурорами отменено более 24-х тысяч постановлений (24166), возвращено для производства дополнительного расследования свыше 1200 (1289) и прекращено 14 тысяч дел (13994).
В целом, надзор на досудебной стадии обеспечивает защиту конституционных прав граждан.
Как видите, значительно, на 63% снизилось количество лиц, чьи права были ограничены в ходе следствия, (снижены факты незаконных задержаний граждан с 26 до 3, привлечения к уголовной ответственности с 93 до 41 и содержания под стражей с 17 до 7).
Там, где действия сотрудников органов сопровождались нарушениями законности, по актам надзора (5254) наказано более 4700 сотрудников (4725).
Судебные акты об оправдании лиц и прекращении уголовных дел также сократились до 46-ти (71). Это на треть меньше, чем за прошлый год.
Однако, коренное изменение уголовного процесса (исключение института возвращения дел на доследование) фактически должно было повлечь значительное увеличение числа оправдательных вердиктов, и мы ни от кого этого не скрывали, напротив говорили об этом и ожидали этого.
На самом же деле, как вы видите, произошло нелогичное уменьшение числа оправданий и это тесно связано, не с чем иным, как с завуалированной формой возвращения дел на доследование судами.
Буквально позавчера эта проблема обсуждена нами в Верховном Суде, мы нашли полную поддержку нашей позиции и от прокуроров и судей на местах потребовано исключить факты незаконного возвращения дел судами, так как человек должен выйти из здания суда либо оправданным, либо осужденным.
Особо следует отметить введение в наш надзор института процессуального прокурора, который непрерывно ведет надзор по делу с начала расследования до вынесения приговора.
В этом году процессуальные прокуроры вступили в процесс по 1129 наиболее значимым уголовным делам.
На наш взгляд, дальнейшее развитие прокурорского надзора должно идти по европейской модели. Там прокуроры осуществляют надзор путем процессуального руководства за расследованием, определяя его направления и координируя действия следователя, а после поддерживают обвинение в суде.
На любой из вышеперечисленных мною стадий у участников уголовного процесса есть неотъемлемое право обжаловать действия (бездействия) органа расследования прокурору, а решения прокурора вышестоящему прокурору или в суд.
Понятно, что от качества рассмотрения обращений зависит уровень доверия населения.
Тем не менее, проблемы в этой сфере есть, и мы о них знаем.
Во-первых, в немалой степени этому способствует значительно возросший объем обращений, поступающих по нашей линии.
Я выше говорил о том, что надзирающими прокурорами рассмотрено 120 тысяч жалоб, что на 13 тысяч больше, чем в прошлом году (107 тысяч). Эта тенденция ежегодного роста наблюдалась и в предыдущие периоды, и никогда не опускалась ниже 40% от общей массы.
Во-вторых, хочу особо отметить, что обращения нами рассматриваются не в общеустановленном порядке в течение одного месяца, а в соответствии с УПК в очень сжатые сроки, от 7-ми до 15-ти суток, а по отдельным вопросам вообще до 3 суток (на нарушения закона при задержании, обыске, выемке, наложении ареста на имущество, признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, отстранении от должности, а также применении пыток, насилия, угроз либо нарушении права на защиту).
Это обусловило принятие нами следующих мер.
Если раньше по результатам рассмотрения жалоб давались просто письменные ответы, то сейчас прокуроры официально выносят постановления, где обязаны дать ответы на все доводы заявителей.
В результате, повторные обращения снизились на 50% (с 817 до 415), так как теперь заявителям понятно, почему те или иные их доводы не поддержаны.
Кроме того, принято Указание Генерального Прокурора, которым существовавшая многолетняя бюрократическая 9-тиступенчатая процедура рассмотрения жалоб сокращена до 3-х (прокурор района, области, Генеральный Прокурор и его заместитель).
Как вы можете убедиться на слайде, теперь ответы даются только прокурором района, потом области, после чего сразу поступают в Генеральную прокуратуру.
Но я бы лично рекомендовал гражданам сразу же обжаловать решения и действия прокурора и органов уголовного преследования следственному судье, как это практикуется во всем мире. Такой алгоритм позволит заявителям разрешать спорные вопросы на месте в срок от 3-х до 10-ти суток.
Уже сейчас судами рассмотрено свыше 250 таких жалоб, из них 16% (41) удовлетворены.
На наш взгляд, будущее именно за такой формой обжалования решений прокурора и следователя. Это соответствует проводимой политике усиления судебного контроля, его и надо развивать.
Также, нами разработан образец обращения граждан прокурору, который вывешен в доступных местах. Вы его видите на этом слайде.
Теперь граждане будут точно знать, что, как и кому писать, что существенно облегчит им эту процедуру.
В раздаточных материалах эти образцы имеются, и я хотел бы попросить вас активнее информировать население об их наличии и возможности их использования при подаче жалоб в прокуратуру.