На страже законности
Астана, 25 декабря 2015 г.
Кусаин Игембаев,
начальник Департамента
по надзору за досудебной стадией уголовного процесса
Генеральной прокуратуры
старший советник юстиции
Казахстан отметил очередную годовщину своей независимости. В истории молодой страны это время активного становления и укрепления государственности, поступательного развития равноправных взаимоотношений с другими государствами, признания нашей страны мировым сообществом.
Благодаря мудрой политике руководства страны сегодня Казахстан знают во всем мире, с нами сотрудничают крупнейшие мировые державы, налажен межконфессиональный и межнациональный диалог. Сегодня наша цель — войти в тридцатку развитых стран и для этого у нас имеются все возможности. В те декабрьские дни 1991 года лишь очень смелые могли об этом мечтать.
Важной вехой в истории молодого государства стало принятие в 1995 году действующей Конституции независимого Казахстана. Много было сомнений и дискуссий, но граждане молодого государства, и сегодня это ни у кого не вызывает сомнений, в тот исторический день не ошиблись в своем выборе, проголосовав за верховенство демократических принципов, за правовое и социальное государство с сильной президентской властью.
На страже законности, и это прямо указано в Основном Законе, стоят органы прокуратуры. Именно на прокуроров возложен надзор за соблюдением основополагающих прав граждан.
Органами прокуратуры за прошедшие годы проделана огромная работа, в том числе и при обеспечении законности досудебной стадии уголовного процесса.
Сегодня мы практически забыли, что такое укрытие преступлений от учета, при том, что раньше непринятие заявления у граждан, особенно по неочевидным фактам преступлений, являлось распространенной практикой в правоохранительных органах. Обеспечена реальная картина регистрации преступлений, существенно повысилась оперативность принятия решений и ответственность руководителей и сотрудников правоохранительных органов, в том числе и уголовная.
По всей республике действует электронная система учета посетителей в правоохранительных органах. Каждый факт освобождения незаконно содержащихся граждан подлежит расследованию, тогда как раньше зачастую виновный отделывался дисциплинарным взысканием.
Это значительно снизило количество нарушений прав граждан, допускаемых непосредственно в зданиях, прежде всего органов внутренних дел.
Значительных результатов удалось добиться и в расследовании уголовных дел о пытках. На заре нашей независимости этой статьи вообще не было в Уголовном кодексе.
Сегодня мы имеем примеры осуждения виновных сотрудников правоохранительных органов за совершение таких преступлений.
Закономерным итогом поступательного развития республики в духе демократических преобразований стали законодательные изменения, которые произошли на досудебной стадии уголовного процесса с началом работы по новому уголовно-процессуальному законодательству. Прежде всего, это касается отмены доследственной проверки и стадии возбуждения уголовного дела, в целом, существенного упрощения расследования.
Если в прошлом граждане в ряде случаев годами не могли добиться даже того, чтобы по их обращениям было возбуждено уголовное дело, то сегодня сам факт обращения в правоохранительные органы с заявлением о преступлении является началом досудебного производства со всеми вытекающими последствиями.
В 2007 году было много споров вокруг передачи суду полномочий по санкционированию ареста и возвращения прокурору полномочий по расследованию уголовных дел (изменениями 2007 г. из Конституции исключена ст. 84, согласно которой дознание и предварительное расследование по уголовным делам осуществляется специальными органами и отделены от суда и прокуратуры).
Прошедшие годы показали, что был сделан правильный выбор. Более того, расширение судебного контроля будет продолжено. Это веление времени, это очередной шаг на пути становления и укрепления правового государства с сильной, авторитетной и независимой судебной властью. Это одинаково справедливо и для наделения прокуроров функцией расследования.
Несмотря на то, что этот институт даже сегодня еще нельзя назвать окончательно сформировавшимся, он доказал свою эффективность. Нам удалось закончить много значимых, актуальных и резонансных уголовных дел, работа в данном направлении будет продолжаться.
Все эти фундаментальные изменения, позволившие значительно упростить и ускорить уголовный процесс, сделать его более прозрачным, обеспечить защиту вовлеченных в него граждан, произошли не сами собой. Это результат долгой и упорной работы сотрудников органов прокуратуры в тесном взаимодействии с гражданским обществом и заинтересованными государственными органами.
В целом, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что за прошедшие годы заложен прочный фундамент казахстанской государственности, основанной в том числе на современной, соответствующей общемировым стандартам правоохранительной системе. И отрадно осознавать, что в этой работе есть весомый вклад и органов прокуратуры.