Вступительное слово Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры от 15 января 2016 года
Астана, 15 января 2016 г.
В прошедшем году органы прокуратуры были ориентированы на качественное исполнение поручений Главы Государства, всех програмных документов и требований Конституции по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства. Это было и остается главной задачей, стоящей перед органами прокуратуры.
Генеральная прокуратура принимает активное участие в реализации пяти институциональных реформ. Наши предложения по реформированию системы госуправления, правоохранительной системы, а также обеспечения принципа верховенства закона поддержаны Национальной комиссией по модернизации.
***
В целях усиления принципа состязательности сторон с первого января этого года исключено обязательное участие прокурора по пяти из девяти категориям гражданских дел (26 шаг).
В условиях перехода к трехзвенной системе правосудия такие меры позволят максимально сконцентрировать усилия прокуроров на четырех самых важных категориях дел, затрагивающих интересы государства и граждан, не способных самостоятельно защищать свои права.
***
В целях обеспечения прозрачности и контроля со стороны общественности за работой органов внутренних дел, на основе действующего информационного сервиса Комитета по правовой статистике и специальным учетам «Карта преступности», разрабатывается интернет-портал «Карта уголовных правонарушений» (32 шаг).
В настоящее время, сервис представлен всеми областными центрами, гг.Астана и Алматы и 20 моногородами.
Для полноценной реализации проекта, планируется подключить еще 7 моногородов и 250 районных центров. Полноценное функционирование запланировано уже в этом году.
***
Основным источником интернет-портала будут сведения об уголовных правонарушениях, зарегистрированных в Едином реестре досудебных расследований.
Единый реестр — одна из эффективных новелл нового уголовно-процессуального кодекса, введенного в действие с 1 января прошлого года.
Его внедрение значительно упростило начало процесса и минимизировало манипуляции со статистикой.
Теперь процесс расследования начинается сразу с момента регистрации заявления.
Эффективность нововведения хорошо видна в статистических данных.
Как видно, количество зарегистрированных досудебных расследований в прошлом году на треть меньше, чем заявлений и сообщений криминального характера в 2014 году (713.000 против 1.262.350).
Также втрое снизилось количество принимаемых по ним решений.
В 2014 году для завершения доследственной проверки потребовалось вынесение 721 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления и 32 тыс. постановлений по уголовным делам. В 2015 году по указанным основаниям прекращено всего 229 тыс. досудебных расследований.
Таким образом, вопреки скептическим прогнозам об увеличении перегруженности органов уголовного преследования в связи с принятием нового УПК, напротив, отмечается снижение нагрузки. Это позволяет сосредоточить усилия правоохранительных органов на качестве расследования уголовных дел.
***
Криминогенная ситуация характеризуется незначительным ростом регистрации преступлений на 13,3% (с 341 291 до 386 718). Подчеркиваю, только регистрации.
Увеличение произошло за счет перехода в 2015 году ряда административных правонарушений в разряд уголовных проступков (32 544 из 40 208 зарегистрированных проступков), а также преступлений небольшой тяжести (на 66%), тяжкой категории на 2,8% (с 27 941 до 28 732) и особо тяжких преступлений на 0,7% (с 2 150 до 2 165) .
Вместе с тем, в качестве позитивной тенденции необходимо отметить, что на 8% (с 271592 до 249840) снизилось число уголовных правонарушений средней тяжести, которые составляют 65% всех преступлений, грабежей — на 14,8% (с 14 317 до 12 197), убийств — на 4,6% (с 904 до 862), хулиганств — на 13,4% (с 25494 до 22086), изнасилований — на 7,4% (с 2527 до 2339) и разбоев — на 6% (с 957 до 900) .
Таким образом, снижение произошло по всем основным видам преступлений, которые во всем мире традиционно определяют уровень общественной безопасности.
Принимаемыми мерами сведения о раскрываемости преступлений приближены к реальности, составив 58,5% по тяжким и особо тяжким преступлениям.
При этом на 12,6% (с 80,1% до 87,4%) возросла раскрываемость особо тяжких преступлений и на 14,2% (с 49,2% до 56,2%) тяжких видов .
В пять раз сокращены факты укрытия преступлений от учета (с 1524 до 345).
***
В сфере защиты конституционных прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства мы добились четырех кратного снижения числа лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности со 159 до 37, в том числе в пять раз сократились факты незаконного содержания под стражей с 50 до 10 и в пятнадцать раз — незаконного задержания с 79 до 5 .
Внедрена мировая практика применения залога, число которого увеличилось в пять раз с 3 711 до 16 217 .
Как следствие на 21% (с 12 306 до 10 132) снизилось количество арестов, которые теперь избираются лишь в случаях, когда применение других мер пресечения невозможно.
В результате внедрения системы электронного контроля за посетителями и доставляемыми лицами, удалось в два раза (с 459 до 225) сократить количество фактов незаконного доставления и содержания граждан в служебных помещениях полиции.
Принципиальная позиция прокуроров позволила добиться наказания более пяти с половиной тысяч (5 684) следователей и дознавателей, допустивших нарушения закона и конституционных прав граждан.
***
Возможность окончания досудебного расследования в ускоренном порядке и протокольной форме позволило оперативно закончить расследование и направить в суд свыше 50 тысяч дел (50 376), или 79% от всех направленных в суд (63 852), что существенно снизило нагрузку на органы уголовного преследования и суды.
При этом, в порядке согласительной процедуры о признании вины прокурорами в суд направлено 4 тысячи уголовных дел, что также способствовало «разгрузке» следователей.
Активно применяются такие новеллы, как депонирование показаний (свыше 500 допросов), дистанционный допрос (более 50 допросов), «правило Миранды» (во всех случаях задержания).
Эффективно используется институт сделки о признании вины.
В суде они рассматриваются за день, не нужно вызывать потерпевших и свидетелей. За прошлый год рассмотрено 3 тысячи дел, с вынесением приговоров по 77% дел.
Еще одним новшеством, направленным на упрощение досудебного производства и реализацию Концепции правовой политики стало введение института процессуального прокурора.
В течение года процессуальные прокуроры вступили в процесс по одной тысяче двумстам наиболее значимым уголовным делам (0,3% от общего количества расследуемых дел — 402 821).
Эффективность их расследования (доля оконченных 61%) и последующего направления в суд (49%) превысила аналогичные показатели по остальным уголовным делам.
Ни по одному делу не были допущены нарушения конституционных прав и свобод граждан.
***
В сфере надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности прокурорами защищены конституционные права 4 тысяч граждан (3884).
В рамках координирующей деятельности уполномоченные органы ориентированы на активизацию работы по делам против половой неприкосновенности несовершеннолетних, формированию принципа «нулевой терпимости», противодействию наркопреступности и соблюдению антикоррупционного законодательства.
К примеру, объем изъятых наркотических средств увеличился на треть (с 26,6 т. до 35,9 т.), в том числе героина на 18,2% .
Количество зарегистрированных преступлений этой категории увеличилось почти в три раза (с 3548 до 9549).
***
Наряду с реализацией этих задач, обеспечивается защита социально-уязвимых слоев населения, сокращаются административные барьеры для малого и среднего бизнеса.
В социально-экономической сфере прокурорами выявлены и приняты меры к устранению свыше 330 тысяч нарушений законности.
Отменено и изменено свыше 15 тысяч постановлений об административных правонарушениях и 14 тысяч незаконных актов, в том числе 232 нормативных правовых акта.
К различным видам ответственности привлечено более 56 тысяч виновных лиц. По 849 уголовным правонарушениям начато досудебное расследование.
Восстановлены конституционные права свыше 414 тысяч граждан. Защищены права 270 тысяч несовершеннолетних.
***
На постоянном контроле находится поручение Главы государства по возврату неиспользуемых земель в государственную собственность.
Принятыми мерами возвращено 1 148 земельных участков площадью 779 тысяч гектар кадастровой стоимостью свыше 27 млрд. тенге.
Установлено 470 земельных участков, подвергшихся деградации, общей площадью более 1 млн. га (1,2млн.).
В связи с чем, в адрес уполномоченных органов внесено более 100 представлений об устранении нарушений законности с требованием о восстановлении и рекультивации.
***
Особое внимание уделено надзору за соблюдением природоохранного законодательства.
Только одной прокуратурой Западно-Казахстанской области по выявленным нарушениям экологического законодательства с казахстанского филиала «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» взыскано 9 с половиной млрд. тенге.
В сфере защиты прав предпринимателей прокурорами выявлено и устранено 14,5 тысяч нарушений законности.
Защищены права семи с половиной тысяч субъектов бизнеса, а за их нарушение к различным видам ответственности привлечено 806 должностных лиц.
Только Главной транспортной прокуратурой отменено 800 незаконных актов Комитета транспортного контроля о привлечении грузоперевозчиков к адмответственности на основании недостоверных сведений.
Наряду с этим, обеспечена законность освоения средств Национального фонда, выделенных на кредитование субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности.
Принятыми мерами обеспечено заключение операторами Программы (АО Фонд развития предпринимательства «Даму» и АО «Банк развития Казахстана») с банками второго уровня дополнительных соглашений, направленных на ограничение доступа к государственным средствам недобросовестных заемщиков.
По актам прокуратуры государству возвращено 9 с половиной млрд. тенге незаконно использованных кредитных средств.
***
Усилен надзор по вопросам защиты интересов государства.
В бюджет возмещен ущерб на сумму 92 млрд. тенге. Кроме того, государству возвращено имущество на общую сумму 45 млрд. тенге.
Необходимо отметить положительную работу Главной транспортной прокуратуры, которой обеспечено возмещение ущерба на сумму почти 19 млрд. тенге.
Упреждающая работа проведена в сфере государственных закупок.
Выявлено более 6 тысяч нарушений, к различным видам ответственности привлечено две с половиной тысячи должностных лиц.
Нам удалось предотвратить причинение ущерба государству на сумму более 32 млрд. тенге .
Здесь отличились прокуратуры Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Костанайской областей.
По инициативе прокуратуры внесены поправки в Закон «О государственных закупках». Теперь на республиканском и местном уровнях созданы и функционируют единые организаторы госзакупок.
Активизирована работа в сфере противодействия «теневой экономике».
По искам прокуроров отменена государственная регистрация 569 лжепредприятий, по актам надзора контрагентам доначислено 50 млрд. тенге, из которых 19 млрд. (19,3) уже взыскано.
***
Во исполнение поручения Президента в сфере оплаты труда и занятости населения по актам прокуроров в пользу работников взыскано более шести с половиной млрд. тенге. В 163 предприятиях задолженность погашена полностью. Защищены конституционные права 158 тысяч граждан.
Необходимо отметить работу прокуратур города Алматы и Карагандинской области, которыми обеспечено погашение более 271 млн. тенге по проблемным предприятиям (115 млн. и 156 млн. тенге соответственно).
***
В 2015 году прокурорами принято участие при рассмотрении более 337 тысяч (337,5) уголовных, гражданских и административных дел .
По протестам отменены и изменены 1470 судебных актов по гражданским и административным делам, приведены в соответствие с законом приговоры в отношении 943 лиц. При этом положение 113 осужденных улучшилось.
***
По исполнительному производству. После прокурорского вмешательства исполнены судебные решения о взыскании в доход государства 17 млрд.тенге, в пользу граждан и юридических лиц 6 млрд. тенге, в том числе заработной платы на 900 млн.тенге (891,2) .
Необходимо отметить, что нам удалось снизить уровень долга по заработной плате с 3 млрд. 400 млн. тенге до 236 млн. тенге.
***
Выполнено поручение Главы государства об обеспечении выхода Казахстана из числа 50 стран с высоким уровнем «тюремного населения».
Применение стимулирующих мер в виде условно-досрочного освобождения и замены наказаний более мягким видом позволило снизить тюремный контингент на 8 тыс. и он впервые стал ниже 40 тысяч (39945).
Число лиц, лишенных свободы, снижено на 26,2% или с 8 673 до 6 871 лиц.
Доминирующим наказанием за преступления стало ограничение свободы. Оно назначается в 24% случаях.
В 7 раз больше назначено штрафов (с 835 до 6095), в 5 раз — общественных работ (с 660 до 3392).
Удовлетворяемость ходатайств об условно-досрочном освобождении достигла 70%.
В результате, в международном тюремном рейтинге Казахстан переместился на 55-е место и стал в один ряд с ведущими европейскими странами.
***
Нашла положительную оценку Главы государства работа прокуратуры в сфере международного сотрудничества, в рамках которой особое внимание уделялось странам Западной и Центральной Европы, а также Америки.
В целом за последние годы мы качественно и количественно улучшили правовую базу Казахстана, подписав 22 межгосударственных договоров, из них 7 подписано в 2015 году .
Заключены договоры о правовой помощи с США, Великобританией, Венгрией, Монако, о правовой помощи и выдаче преступников с Италией, а также о передаче осужденных с Индией.
Большинство из них уже ратифицированы Парламентом страны.
В этом году мы продолжим работу по заключению договоров с Сербией, Бразилией, Саудовской Аравией, Ираном, Монголией, а также с государствами-членами Организации экономического сотрудничества и развития.
Помимо развития двустороннего взаимодействия мы ратифицировали присоединение Казахстана к межамериканским конвенциям о взаимной помощи по уголовным делам и об отбывании уголовного наказания за рубежом.
Участие в них позволит урегулировать международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства с 35 странами американского континента.
В этом году нам необходимо ратифицировать межамериканскую конвенцию о выдаче.
Кроме того, приоритетной задачей на ближайшие годы мы ставим присоединение Казахстана к Европейским конвенциям в уголовно-правовой сфере.
* * *
Завершен этап становления Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре.
В следующем месяце будет начато обучение первого потока Президентского резерва. Всего нам предстоит обучить 112 руководителей правоохранительного блока.
Особую надежду мы возлагаем на межведомственный научно-исследовательский институт Академии.
Эти исследования должны иметь прикладной характер и использоваться в повседневной деятельности правоохранительных органов.
***
Реализованы основные положения Концепции кадровой политики.
В ближайшие два года нам предстоит кардинально пересмотреть порядок отбора кадров, карьерного продвижения сотрудников по службе, оплаты труда, которая будет зависеть от результатов работы.
От этих реформ зависит успешное развитие кадрового потенциала органов прокуратуры.
* * *
В целях повышения доверия населения к органам прокуратуры создан Общественный консультативный совет по вопросам обеспечения законности.
В него вошли видные ученые, депутаты Парламента, представители неправительственных организаций, которые участвуют в работе практически всех наших официальных мероприятий.
Члены совета оказывают действенную помощь по реализации наших инициатив, основанной на надзорной практике.
***
Нами создан интернет-ресурс, который позволил активно включиться общественности в законотворческий процесс по реализации Общенационального плана 100 шагов.
С момента создания сайта поступило порядка 100 предложений, из которых треть учтена в законопроектной работе.
***
На постоянном контроле находятся вопросы качественного рассмотрения обращений.
В 2015 году в прокуратуру обратились более 330 тыс. граждан и юридических лиц (335 001), что на 14% больше чем годом ранее .
По каждому обращению проведены проверки с принятием мер прокурорского реагирования, разъяснены права и обязанности лиц.
По результатам рассмотрения удовлетворено более 28 тысяч обращений (17%), дано разъяснение законов по 110 тысячам обращений (67%), отказано в удовлетворении по 24 тысячам (15%).
При этом, в целях полного и объективного рассмотрения доводов заявителей 4,5 тысячи обращений разрешены с выездом в регионы.
Большая работа проводится совместно с партией «Нур Отан», в общественных приемных которой прокурорами осуществлен личный прием свыше полутора тысяч граждан (с 1 229 до 1542).
Всего по результатам рассмотрения обращений прокурорами за отчетный период внесено свыше 2 700 актов надзора, к различным видам ответственности привлечено более полутора тысяч должностных лиц.
***
Для удобства граждан запущена услуга подачи заявления в прокуратуру через ЦОНы по месту жительства.
К примеру, сейчас жителям других регионов нет необходимости выезжать в Астану для подачи заявления в Генеральную прокуратуру. Достаточно обратиться в ближайший ЦОН.
В целях получения ответов на обращения в день отправки, с АО «Казпочта» подписан Меморандум об интеграции наших электронных систем.
Наш электронный ответ в любой точке Казахстана будет тут же распечатан и доставлен адресату в течении суток.
***
Все более актуальным и узнаваемым среди населения становится разработанный прокуратурой проект «Айкын».
С его помощью граждане могут сами отследить ход рассмотрения своих обращений, а также ознакомиться с проектом ответа еще до получения оригинала в руки по почте.
За год им воспользовались свыше 103 тысяч граждан.
Он-лайн контроль заявителей способствует более качественному и оперативному рассмотрению обращений.
Поэтому призываю граждан активнее использовать проект «Айкын».
* * *
В целом, органы прокуратуры в прошлом году успешно выполнили поставленные перед ними задачи по обеспечению законности, защите прав и интересов граждан, общества и государства.
Теперь нам предстоит определить приоритеты надзорной деятельности на текущий год.
В первую очередь, стратегическим направлением определяю обеспечение надзора за надлежащим применением 59 законов, принятых в реализацию инициированных Главой Государства пяти институциональных реформ.
Поэтому обращаясь ко всем сотрудникам органов прокуратуры, требую со всей ответственностью подойти к исполнению инициатив Президента.
Во-вторых. Необходимо продолжить работу по формированию «нулевой терпимости» к правонарушениям. Без активной поддержки граждан и неправительственных организаций, борьба с преступностью и иным беззаконием не может быть эффективной.
Необходимо переформатировать всю работу по реализации принципа «нулевой терпимости», обеспечив активное участие общественности, путем установления надежных каналов связи с населением.
В этом важная роль отводится местной полиции. Надо оказать ей необходимую организационно-правовую помощь.
В-третьих. Надзор должен носить упреждающий характер. Для этого необходимо усилить прогнозно-аналитическую работу. Мы должны отойти от практики реагирования на нарушения закона «постфактум», переместив акценты работы на их профилактику и предотвращение.
Поручаю прокурорам усилить мониторинг состояния законности, оказав превентивное воздействие на возможные нарушения закона и попытки дестабилизации общественно-политической ситуации.
И последнее. Реализация стоящих перед органами прокуратуры задач невозможна без определенной квоты доверия населения. Поэтому внимательное, чуткое и объективное рассмотрение каждого обращения граждан остается одним из приоритетных направлений нашей деятельности.