Прокурорский надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Астана, 26 февраля 2016 г.

Канат Сейдгапбаров,
начальник Департамента по надзору
за законностью в социально-экономической сфере
Генеральной прокуратуры РК,
старший советник юстиции

Ежегодное увеличение транспортных средств обостряет уже существующую проблему обеспечения безопасности на дорогах.

Уполномоченными органами в целях оздоровления обстановки на дорогах, предупреждения ДТП и обеспечения безопасности дорожного движения принимаются определенные меры, улучшаются методы работы, проводятся профилактические мероприятия, совершенствуется нормативно правовая база.

Так, с 20 октября 2014 года введен в действие Закон «О дорожном движении», который направлен на повышение эффективности организации дорожного движения. В новом законе четко определена компетенция заинтересованных государственных органов и усовершенствована государственная система управления процессами дорожного движения.

Внедрены интеллектуальные транспортные системы и национальная система оценки дорог и новых транспортных средств. Введен институт аудита безопасности дорожного движения, в том числе, как при строительстве дорог, так и их реконструкции.

Кроме того, внесены поправки в ряд законов для приведения действующего законодательства в соответствие с новой редакцией закона «О дорожном движении». В частности, введены нормы, стимулирующие своевременную уплату административных штрафов, определены обязательные требования по транспортному планированию территории при застройке населенных пунктов.

Надзор за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.

Для обеспечения законности в данной сфере регулярно проводятся проверки, анализируются проблемные вопросы. В целях внедрения наиболее эффективных методов, позволяющих сократить число аварий на дорогах, изучается мировой опыт, принимаются меры по внедрению наиболее успешных из них.

К примеру, Генеральной прокуратурой разработана карта аварийности (размещена на официальном сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам), которую могут использовать уполномоченные органы в своей деятельности для определения самых аварийных участков и принятия мер для устранения причин и условий совершения ДТП на данном участке.

Комплексный подход в профилактике дорожно-транспортных происшествий, объединение усилий центральных и местных исполнительных органов, координации их действий в сфере дорожного движения позволили в целом улучшить ситуацию на дорогах.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на ежегодное увеличение автопарка, в 2015 году количество ДТП в сравнении с 2014 годом снизилось на 7,3 % (с 20 378 до 18 890), пострадавших в них уменьшилось на 7,1%  (с 28 527 до 26 508). Также снизилась на 5,1%  смертность в ДТП.

Наибольшую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта.

В 2015 году органами прокуратуры совместно с подразделениями дорожной полиции и транспортного контроля проведена широкомасштабная проверка в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом. В ходе проверки было установлено, что основной причиной ДТП является безответственное отношение перевозчиков.

Для некоторых водителей нарушение правил является обычной практикой. Так, каждый второй водитель автобуса/микроавтобуса, осуществляющий легальную перевозку, привлекался к различным видам ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Качество их подготовки также оставляет желать лучшего. Каждое третье учебное заведение не соответствует требованиям закона по квалификации руководителей, преподавателей и мастеров обучения. Практически во всех охваченных проверками учебных организациях установлены факты некачественного обучения водителей.

Рынок пассажирских перевозок, как правило, носит неорганизованный и стихийный характер, поскольку проверочными мероприятиями выявлено многочисленные факты осуществления нелегальных перевозок пассажиров.

При ограниченности рейдовых проверок контролирующих органов рынок нелегальных пассажирских перевозок продолжает беспрепятственно существовать, воздвигая вопросы извлечения прибыли в приоритет над безопасностью пассажиров и других участников дорожного движения.

Проверками выявлено более 2 тыс. фактов осуществления нелегальных перевозок пассажиров, каждый третий, остановленный в ходе рейдовых мероприятий автобус, не отвечал предъявляемым требованиям. Установлено свыше 3 тыс. автобусов и микроавтобусов, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа, с нарушением норм действующего законодательства.

По результатам проверок возбуждено около 3,5 тыс. дел об административных правонарушениях. В результате проведенной работы с рейсов и маршрутов снято 125 автобусов.
Указанный вопрос был рассмотрен на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры с участием депутатов Парламента, министерств внутренних дел и др.

Принимаемые меры уже дают определенные результаты. Так, за январь 2016 года отмечается снижение количества дорожных происшествий на 7,4%  (с 1 210 до 1 121), раненых в них на 4,3%  (с 1 589 до 1 520 человек), погибших меньше на 8,1%  (с 148 до 136).

По результатам анализа в Правительство, Мажилис Парламента Республики Казахстан направлены письма с конкретными предложениями по улучшению ситуации на дорогах.

Генеральная Прокуратура Республики Казахстан

http://prokuror.gov.kz/rus