Модернизация органов внутренних дел

Астана, 29 марта 2016 г.

«План нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства ставит важнейшие задачи и является новым этапом в развитии страны, где значительная роль отведена государственной службе, в том числе органам внутренних дел.

Прежде всего, предпринимается все возможное, чтобы система МВД стала высокопрофессиональной и открытой для общества.

Полицией расследуется порядка 90% всех уголовных дел, граждане контактирует с полицейскими при оформлении автотранспорта, разрешительных, миграционных документов и др. Новым Законом «Об органах внутренних дел» изменены задачи ОВД и на первый план вынесены защита человека, его жизни, прав от противоправных посягательств.

Новое уголовное законодательство. Сегодня полиция, как и все правоохранительные, судебные органы работают в условиях новой модели уголовного судопроизводства. Действуют новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, а также новые нормы Кодекса об административных правонарушениях. Новый Уголовный кодекс направлен на гуманизацию законодательства, расширение видов наказания не связанных с лишением свободы, что в итоге позволит сократить тюремное население страны. Впервые в Уголовный кодекс введены 125 составов, так называемых уголовных проступков, находящихся на «стыке» административного правонарушения и преступления. За их совершение предусматривается ответственность в виде штрафов, исправительных работ. В уголовном судопроизводстве появились новые процессуальные фигуры, такие как процессуальный прокурор, следственный судья. В целом новое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство позволило решить основную задачу, упростить и ускорить процессы в уголовном судопроизводстве, исключить волокиту при расследовании.

Новая модель взаимодействия полиции и общества. МВД внедрен показатель «уровень доверия населения» в оценки деятельности. Кроме непосредственных функций по обеспечению законности и правопорядка, борьбы с преступностью, сегодня полиция оказывает населению более 20 государственных услуг. Через ЦОНы предоставляются услуги выдачи документов, удостоверяющих личность, адресных справок; регистрация по месту жительства. Оформляются приглашения в РК по частным делам, а также документы на выезд за пределы страны. В т.г.  для сокращения сроков выдачи паспортов и удостоверений личности открыт дополнительный центр по изготовлению документов в Актобе, в декабре 2014 года — в Шымкенте. Это позволило сократить сроки выдачи документов с 30 до 15 рабочих дней. Более того, с 1 апреля т.г.  срок выдачи документов в ускоренном порядке для жителей Астаны, Алматы, Актобе и Шымкента, где имеются производственные центры по выпуску документов, составит до 2-х рабочих дней, для областных центров — до 4-х дней. Мы так же активно развиваем специализированные Центры обслуживания населения, через которые оказываются услуги по регистрации автотранспорта, выдаче водительских удостоверений, государственных регистрационных номеров. Принимаются меры по оптимизации оказания государственных услуг в спецЦОНах: 1) отменяется осмотр автотранспорта при получении дубликата или замене техпаспорта автомашины (утере, замене); 2) внедряется самостоятельная подготовка лица, претендующего на получение права управления мотоциклами и легковыми автомобилями. При этом прием экзаменов для таких граждан будет проводится только в спецЦОНах. 3) сокращается перечень документов при регистрации автомобилей (исключаются адресная справка, учредительные документы юрлица). В рамках законопроекта по вопросам дорожного движения, который находится на рассмотрении в Мажилисе, прорабатывается вопрос по исключению из Закона «О дорожном движении» нормы, обязывающей граждан после истечения срока действия водительского удостоверения сдавать теоретический экзамен на знание ПДД (предполагается в течение 1 года после истечения срока удостоверения предоставить возможность обменять их без экзамена); МВД на сегодня так же готово приступить к выдаче и замене водительского удостоверения вне зависимости от места регистрации гражданина в спецЦОНах Астаны, Алматы, Караганды, Костаная и Павлодара, где имеется доступ к республиканским учетам психо- и наркодиспансеров. В остальных спецЦОНах услуга может быть реализована исключительно после предоставления доступа к республиканским базам псих и наркологических больных. Для предоставления гражданам в обычных ЦОНах полной информации о штрафах за правонарушения в сфере общественной и дорожной безопасности в т.г.  будут проведены работы по интеграции систем фото-видеофиксации с информационной системой «Контроль» МВД с предоставлением доступа работникам ЦОНов. Эти меры позволяют исключить бюрократические барьеры и сократить время предоставления услуг.

Открытость современной полиции. В деятельности ОВД предусмотрены ряд радикальных изменений по осуществлению открытости и подотчетности перед населением.

Полицейские несут нелегкую службу, выполняют широкий спектр задач, безусловно, при этом огромном объеме работы не обходится без недостатков. В системе органов внутренних дел функционируют служба собственной безопасности и инспекция по личному составу, которыми пресекаются факты нарушении законности со стороны сотрудников полиции. Создан республиканский «Единый телефон доверия МВД» (номер «1402»). Он работает круглосуточно, граждане могут в любое время обращаться с жалобами на действия сотрудников полиции. По всем обращениям, критическим публикациям проводятся проверки. Для прозрачности деятельности полиции активно используются интернет-ресурсы. Работает «Блог министра», блоги имеют и начальники ДВД регионов. Ежедневно пользователи размещают на наших сайтах, страницах в соцсетях фото-видеоснимки правонарушений, в основном нарушений правил дорожного движения, благоустройства и т.д.  В январе т.г.  открыта официальная страница Комитета административной полиции в сети Фейсбук по дорожной безопасности, где размещается информация о госуслугах, способах оплаты штрафа, советы. Пользователи оставляют комментарии, задают вопросы, на которые оперативно получают ответы. За 2 месяца на страницу поступило свыше 300 вопросов. Пользователи также присылают видео и фото нарушений ПДД. По таким сообщениям привлечено к ответственности более 100 водителей. Открыта страница в Фейсбуке и Департамента миграционной полиции МВД по вопросам миграционного законодательства, порядка регистрации, выдачи документов, которая популярна не только среди наших граждан, но и иностранцев. Кроме того, в соответствии с новым Законом «Об общественных советах» при МВД создан Общественный совет нового формата. При территориальных органах внутренних дел созданы консультативно-совещательные органы

Кадровый подбор в систему ОВД. Сегодня в органах внутренних дел уделяется особое внимание созданию высокопрофессионального кадрового состава. Для реализации этой задачи включены нормы в новый Закон «О государственной службе» и поправки в Закон «О правоохранительной службе». Трехэтапный отбор включает в себя в первую очередь тестирование кандидатов на знание законодательства в уполномоченном органе по делам государственной службы. Там же будет оцениваться личные качества кандидатов. Иными словами, будет проверяться способность работать в той или иной должности, этичность, нетерпимость к коррупции и другое. По результатам тестирования им будет выдаваться сертификат, который будет являться обязательным условием для участия в конкурсах. Вторым этапом является прием заявлений, медицинское обследование, собеседование, первоначальное обучение и стажировка правоохранительным органом. Только в случае успешного прохождения этих стадией, в рамках 3-го этапа кандидат будет назначаться на должность.

Местная полицейская служба. Одна из задач, которая была поставлена Президентом страны перед МВД в Плане нации 100 шагов — создание местной полицейской службы, в компетенцию которой входят вопросы охраны общественного порядка, противодействия бытовой преступности, формирования «нулевой» терпимости к мелким правонарушениям. С 1 января местная полицейская служба, уже работает, С учетом этих функций в состав местной полиции вошли подразделения участковых инспекторов, дорожно-патрульной, ювенальной, природоохранной полиции, по защите женщин от насилия, приемники-распределители и спецприемники. Деятельность местной полицейской службы осуществляется по направлениям: 1) профилактика правонарушений; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение безопасности дорожного движения; 4) предупреждение и пресечение уголовных правонарушений; 5) производство по делам об административных правонарушениях и досудебное расследование в протокольной форме по уголовным проступкам. Главная роль в деятельности местной полицейской службы отведена участковым инспекторам полиции и подразделениям по делам несовершеннолетних. В Законе «О профилактике правонарушений», на местные исполнительные органы возлагается задача не только организовывать деятельность МПС, но и обеспечивать ее финансирование. В 2015 году нами проведена работа по выкупу травматического оружия, в связи с его запретом в гражданском обороте. Всего по республике, в органы внутренних дел обратилось 44,5 тыс. граждан, которыми добровольно сдано почти 47 тыс. ед. зарегистрированного травматического оружия на общую сумму 2,3 млрд. тенге. Принятая норма по запрету травматического оружия явилась вынужденной мерой, связанной с необходимостью снижения общественной опасности оборота травматического оружия в гражданском обороте. По итогам 2015 года количество преступлений с применением травматического оружия уменьшилось на 79% (с 262 до 53).За 2 месяца т.г.  зарегистрировано 6 преступлений с применением травматического оружия, что на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Справочно: С 1 января т.г.  в соответствии с частью 2 статьи 287 УК РК наступила уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение травматического оружия (штраф в размере до 2 тыс. мрп либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок).

Пресс-служба МВД Республики Казахстан

Телефон +7 (7172) 56-97-88
Kense@mvd.kz
http://mvd.gov.kz