Пресс-релиз о заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью
Астана, 14 апреля 2016 г.
Под председательством Асхата Даулбаева состоялось заседание Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, на котором рассмотрены вопросы о состоянии законности, эффективности взаимодействия и принимаемых уполномоченными государственными органами мер по противодействию лжепредпринимательству.
В работе заседания приняли участие члены Координационного совета, ответственные работники Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, представители Верховного суда, ответственные должностные лица правоохранительных, специальных и иных центральных исполнительных органов.
Открывая заседание, Генеральный Прокурор отметил особую актуальность повестки дня. Хищения бюджетных средств и уклонение от уплаты налогов серьезно подрывают экономические основы государства, создают реальную угрозу национальной безопасности.
Уполномоченными органами проводится последовательная работа по выявлению и пресечению схем отмывания незаконных доходов. В течение последних пяти лет наблюдается стабильная динамика увеличения выявляемости фактов лжепредпринимательства. Так, если в 2011 году было зарегистрировано 438 преступлений, то в прошлом году — 2626. За первый квартал текущего года зарегистрировано 628 преступлений о лжепредпринимательстве против 261 за аналогичный период прошлого года.
Вместе с тем, отметил А.Даулбаев, должной эффективности проводимой работы препятствуют недостаточная координация и несогласованность действий уполномоченных служб Комитета государственных доходов, отсутствие надлежащего контроля за финансовыми операциями со стороны банковских учреждений. Слабо используются превентивные механизмы предупреждения преступлений, и как следствие — выявляются уже состоявшиеся преступные схемы отмывания незаконных доходов. За последние пять лет сумма установленного ущерба по оконченным делам составила более 242 млрд. тенге. Возмещение же ущерба в среднем не превышает 7%, а в 2015 году составила лишь 1,2%.
Членами Координационного совета указано на низкую эффективность работы профильного Комитета по финансовому мониторингу по сбору и анализу материалов о сомнительных сделках и денежных операциях. Так, в минувшем году уполномоченным органом приостановлено лишь 106 подозрительных операций по обналичиванию денежных средств на общую сумму 2,6 млрд. тенге, тогда как только по материалам уголовных дел за это время со счетов снято 136 млрд. тенге.
Серьезные нарекания вызывает и работа внутренних служб контроля банков второго уровня. За последние пять лет предпринимателями обналичено более 15 триллионов тенге. При этом в прошлом году только 8 из 28 банков второго уровня просигнализировали в уполномоченный орган о подозрительных операциях, связанных с выводом капитала в теневой оборот.
Как подчеркнул Генеральный Прокурор, высокая общественная опасность преступлений в экономической сфере требует комплексной, четко скоординированной работы, нацеленной на пресечение и предотвращение финансовых злоупотреблений.
По итогам обсуждения Координационный совет рекомендовал Комитету государственных доходов обеспечить надлежащее расследование дел по фактам лжепредпринимательства, выработать действенные меры по активизации межведомственного информационного обмена по выявлению подозрительных сделок, имеющих цель незаконного обналичивая средств.
Также рекомендовано изучить европейскую практику формирования «черных списков» неблагонадежных организаций и физических лиц, замеченных при выводе активов и применении схем уклонения от уплаты налогов, с правом замораживания активов и наложения запрета проводить с ними какие-либо финансовые операции.
Предложено разработать новые критерии системы управления рисками, позволяющие на стадии регистрации пресекать создание предприятий на лиц, не имеющих намерения осуществлять законную предпринимательскую деятельность.
Комитету по финансовому мониторингу указано на необходимость усилить работу с банками второго уровня, ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства.
В этой связи Национальному банку предложено пересмотреть подходы к проведению финансового мониторинга, разработать эффективные механизмы надлежащей проверки клиентов, исполнения международных стандартов «Знай своего клиента», предусматривающих полный сбор досье клиента, в том числе по активам обслуживаемой компании.
Генеральный Прокурор потребовал от всех уполномоченных органов обеспечить эффективную реализацию поставленных задач, повысить результативность профилактических и оперативных мероприятий по выявлению и пресечению преступных схем отмывания незаконных доходов и возмещению причиненного ущерба.
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан
Урузгалиева Асель Елемесовна