Не наказать, а исправить
Астана, 22 апреля 2016 г.
Интервью с начальником Департамента Генеральной прокуратуры Еримбетовым С.С.
Казахстан с первых дней независимости признал и задекларировал в Конституции наивысшие ценности — жизнь, права и свободы человека. Соблюдение прав осужденных, исполнение законов в местах лишения свободы сегодня находится на особом контроле органов прокуратуры, выступающих гарантом охраны прав и свобод заключенных.
О том, что делается в настоящее время в части укрепления правопорядка в местах лишения свободы, улучшения условий содержания осужденных и порядка отбывания ими наказаний, а также об основных результатах надзорной деятельности рассказал начальник Департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание Генеральной прокуратуры РК, государственный советник юстиции 3-го класса Серикбай Еримбетов.
— Серикбай Садыкович, расскажите, пожалуйста, о роли органов прокуратуры в обеспечении прав осужденных. Каковы основные показатели данной работы по Казахстану?
— Правозащитная функция прокуратуры в обеспечении прав и свобод граждан, находящихся в местах лишения свободы имеет особое значение. Это связано с тем, что к изолированным лицам доступ крайне ограничен. Как следствие, у них меньше возможностей предпринимать доступные всем нам меры защиты. Результаты работы указывают на то, что именно надзорная деятельность прокурора, не обремененная ведомственными интересами, выступает гарантом охраны прав и свобод заключенных.
Сегодня в системе МВД функционирует 75 колоний и 18 следственных изолятора, 178 изоляторов временного содержания и 28 спецприемников для административно-арестованных. В местах лишения свободы содержатся 37 тыс. лиц, 32 тыс. отбывают уголовное наказание. На учете 240 служб пробации состоит еще 33 тыс. осужденных. Таким образом, поднадзорный контингент составляет порядка 70 тыс. осужденных и заключенных. За последние пять лет нами выявлено 57,2 тыс. нарушений законности, по которым внесено 6,8 тыс. представлений, отменено около 1,9 тыс. актов, нарушающих права заключенных. Более 230 человек освобождены из изоляторов временного содержания и штрафных изоляторов, а также привлечены к дисциплинарной ответственности 12,8 тыс. должностных лиц. В целом, восстановлены конституционные права 16,7 тысяч граждан.
Кроме этого, прокуроры ежегодно принимают участие в судебном рассмотрении 13 тыс. материалов по вопросам исполнения приговоров (условно-досрочное освобождение, замена меры наказания, зачет срока ареста и т.д.). В 2015 году их было 16 тыс. и еще 11 тыс. приговоров пересмотрены с принятием новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов. Ежегодно тысячи человек по нашим заключениям реабилитируются как пострадавшие от политических репрессий.
— Реформирование тюремной системы — особенно актуальный для Казахстана вопрос. Каковы результаты проводимых Генеральной прокуратурой тюремных реформ?
— Как вы правильно отметили, органами прокуратуры проводится масштабная работа по реформированию пенитенциарной системы, нами реализуются три масштабных проекта.
Во исполнение поручения Главы государства о гуманизации уголовной сферы, для вывода страны из 50 государств — лидеров по международному тюремному рейтингу, в 2013 году на Первом форуме тюремной реформы стартовал проект «10 мер по снижению тюремного населения». По итогам реализации проекта удалось добиться значительных результатов. В частности, репрессивность нового Уголовного кодекса снижена на 30 процентов, доля лишенных свободы за два года уменьшена с 40 до 24 процентов. Доминирующим наказанием стало ограничение свободы — оно назначается каждому третьему. Так, за три года тюремное население стало меньше на 12 тыс. заключенных, то есть уменьшилось с 52 до 40 тыс.. Таким образом, в мировом рейтинге мы поднялись с 30 на 55-е место.
Между тем, за счет сокращения тюремного населения только в 2016 году государственный бюджет сэкономит порядка 12 млрд тенге. Одновременно расширение института замены наказания на штраф позволило пополнить бюджет на 230 млн тенге. По сравнению с 2013 годом, в 2015 году на 33 процента снизился рецидив тех, кто вышел досрочно и осужден без лишения свободы. Таким образом, снижение тюремного населения не повлияло на безопасность общества, уровень защищенности граждан не ослаблен.
Другой проект «Занятость в колониях — 2017» презентован в 2014 году в рамках Второго тюремного форума. По его результатам в колонии вошли 135 бизнес-субъекта, которыми трудоустроено 1865 осужденных. В целом, трудозанятость заключенных увеличена с 50 до 55 процентов. Впервые с 1997 года заработал механизм индивидуально-трудовой деятельности — уже 25 заключенных зарегистрировались как индивидуальные предприниматели.
Другим не менее важным аспектом стало повышение уровня возмещения ущерба потерпевшим. В 2015 году в пользу потерпевших было выплачено 850 млн тенге, что почти в три раза больше, чем в 2014 году.
— Что делается в сегодня для улучшения качества жизни осужденных, отбывающих наказание в изоляции от общества?
— На коллегиях Генеральной прокуратуры в 2011 и 2014 годах рассмотрены вопросы медицинского обеспечения заключенных. В результате, исправительные учреждения включены в госпрограмму «Саламатты Казакстан», обеспечены необходимым диагностическим оборудованием. Заключенные получили доступ к гражданскому здравоохранению. Врачи местных больниц сами приходят для проведения диагностики в колонии. А при необходимости заключенные госпитализируются в больницы, где для них оборудованы специальные палаты.
Качество оказания медпомощи теперь проверяется инспекцией фармконтроля. Необходимо отметить, что раньше осуществлялся только ведомственный контроль. Как итог, смертность в колониях в 2015 году по сравнению с 2011 годом снижена на 40 процентов — с 338 до 204 человек.
В ноябре 2014 года на коллегии Генеральной прокуратуры рассмотрен вопрос профилактики рецидива среди осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Реализация предложенных мер позволила в 1,5 раза снизить количество повторных преступлений, в пять раз увеличить число трудоустроенных осужденных. При этом была скоординирована работа органов уголовно-исполнительной системы с пограничной службой КНБ, что пресекло незаконный выезд осужденных за пределы страны.
Что касается, коммунально-бытового и социального обеспечения, проверки показали неэффективность действующей сегодня системы обеспечения заключенных. Осужденные не получают положенное им довольствие. Бытовые условия оставляют желать лучшего. Выделенные средства расходуются нерационально.
По результатам проверок Генеральной прокуратурой внесены представления Премьер-министру и министру внутренних дел и предложены пути решения данных проблем.
В настоящее время ведется работа по оптимизации и реформированию системы коммунально-бытового обеспечения заключенных.
В целях обеспечения прав заключенных на надлежащие условия содержания и социальные гарантии и рациональное расходование бюджета, в Парламенте обсуждается вопрос полной передачи хозяйственного управления самим учреждениям вместо РГП «Енбек» и его филиалов.
Еще один важный вопрос трудоустройство осужденных.
Меры приобщения осужденных к труду также способствуют эффективной ресоциализации. В рамках принимаемых мер осуществляется разработка законодательных, организационных и иных документов, направленных на реализацию 33-го шага Плана нации «100 конкретных шагов»
Исследования, проведенные Генеральной прокуратурой в прошлом году в исправительных учреждениях, показали, что из 26 тыс. трудоспособных осужденных официально оплачиваемой работой было занято лишь 13 тыс. Незанятый человек — легкая добыча для воровского мира, экстремистов, тюремной субкультуры. Отсюда — аморальное поведение, отказ от работы, нарушения режима, новые преступления. Безделье в колониях активирует стремление к «легкой жизни» и за ее воротами.
С прошлого года Генеральная прокуратура совместно с МВД проводит активную работу по вопросам повышения занятости осужденных оплачиваемым трудом. Итог этой работы — подготовка проекта «Занятость в колониях-2017» и плана мероприятий по его реализации.
Цель реализуемых проектов довести до 2018 года занятость трудоспособных заключенных как минимум до 75 процентов. По проекту «Занятость в колониях-2017» определены конкретные причины, почему в колониях неудовлетворительная картина занятости, и выработан комплекс конкретных законодательных и организационных мер. На данный момент идет совместная с заинтересованными органами практическая реализация поставленных задач.
Уголовно-исполнительный кодекс дает возможность заключенным заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Поэтому с представительством международной правозащитной организации PRI мы разработали пособие «100 дел для заключенных». Каждому делу отведены две-три страницы, где дается информация, как начать и вести бизнес.
Наряду с обеспечением осужденных оплачиваемым трудом органами прокуратуры обращается внимание на вопросы соблюдения работодателями требований трудового законодательства, техники безопасности, своевременной выплаты заработной платы и так далее.
— Как решается вопрос с влиянием экстремистов и лидеров преступного мира на других осужденных?
— Наши проверки неоднократно выявляли недостатки, отрицательно влияющие на состояние законности в системе УИС. Отрядно-барачное размещение заключенных позволяло им вербовать сторонников, устраивать бунты и побеги. Тогда Генеральная прокуратура инициировала поправки в Уголовно-исполнительный кодекс, что позволило изолировать экстремистов и лидеров преступного мира от основной массы осужденных в так называемых локальных участках. Эти же поправки способствовали индивидуальной работе и переводу на умеренные позиции 74 процентов экстремистов.
В результате не допущено фактов дестабилизации обстановки в колониях. Кроме того, участие прокурора в масштабных обысковых мероприятиях исключило необоснованное применение спецсредств и силовых методов подавления, что положительно отмечено правозащитниками. По актам реагирования из бюджета в 2012–2014 годах выделено 9 млрд тенге на модернизацию средств охраны, усиление безопасности колоний и блокирование сигналов мобильной связи. В итоге сотовая связь в учреждениях подавлена, инженерно-техническая система охраны усилена.
По актам реагирования прекращена и приостановлена деятельность 12 ИВС, закрыты три колонии, не соответствующие международным стандартам и требованиям.
— Насколько, на ваш взгляд, переход к государственно-частному партнерству положительно отразится на пенитенциарной системе?
— Одним из шагов, предложенных Главой государства в Плане нации является модернизация пенитенциарной инфраструктуры в рамках развития государственно-частного партнерства. В настоящее время практически все действующие исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы представляют собой здания и сооружения барачного типа 30–70 годов постройки прошлого столетия, где осужденные содержатся в спальных помещениях по 50–60 человек. Коллективная, отрядно-барачная форма полностью изжила себя. Переход от отрядно-барачного режима содержания тюремного населения к камерному — один из шагов модернизационной политики пенитенциарной системы. Однако строительство одной тюрьмы государству обойдется в почти 18 млрд тенге. Таким образом, переход к государственно-частному партнерству сыграет положительную роль в экономической составляющей страны, снизив финансовую нагрузку государству. При этом осужденные будут отбывать наказание в обустроенных по международным стандартам колониях. Уверен, что новшества пенитенциарной системы позитивно отразятся на жизни заключенных, в их исправлении и перевоспитании.
Линара Сактаганова