В реализацию Плана нации: модернизация государственной службы
Астана, 7 апреля 2016 г.
Арман Аяганова,
заместитель начальника
Департамента
Генеральной прокуратуры
Принятый 23 ноября 2015 года новый закон «О государственной службе» реализует 15 шагов Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» в части формирования профессионального государственного аппарата.
Важность нового правового акта четко определена Главой государства в статье «План нации — Путь к казахстанской мечте», в которой модернизация государственной службы рассматривается как ключевой механизм успеха всего модернизационного процесса в Казахстане.
Как известно, закон «О государственной службе» от 23 июля 1999 года впервые ввел разделение государственных служащих на политических и административных работников, обязательное проведение конкурсного отбора кандидатов в государственные служащие.
При этом в обязанность государственных служащих было вменено принесение присяги, информирование вышестоящего должностного лица — руководителя о пересечении или противоречии частных интересов госслужащих с их функциональными обязанностями и полномочиями. Также в ранее действующем законе наблюдалась четкая регламентация порядка формирования кадрового резерва государственной службы, усиление гарантий социальной и правовой защиты административных государственных служащих и др. Все эти положения значительно усовершенствованы и усилены в новом законе.
Различия в законах прослеживаются с глоссария.
Так, статья 1 ранее действующей редакции закона содержала разъяснение 20 терминов и определений, новый же закон увеличил их до 23.
К примеру, дано определение кадрового резерва административной государственной службы корпуса «А». Этим подчеркивается особый порядок формирования кадрового резерва данной категории государственных служащих, поскольку в ранее действовавшем законе давалось лишь общее понятие «кадровый резерв государственной службы».
Является новеллой разъяснение понятия «бонус» как денежной выплаты, устанавливаемой государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности.
Изменилась и норма о действии закона, при этом дополнительным субъектом, на которого распространяется закон, указаны государственные служащие, проходящие правоохранительную службу. Специально выделен субъект, на которого не распространяется действие закона. Это лица, осуществляющие деятельность в госорганах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, в том числе иностранных работников.
Это связано с реализацией 11-го шага Плана нации о допуске к работе на госслужбе зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Республики Казахстан — сотрудников международных компаний. Как указано в Плане нации, «этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой».
По новому закону расширен перечень основных принципов государственной службы. Наиболее важным из них можно назвать принцип меритократии, то есть признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
В обязанности государственных служащих закон дополнительно включил обеспечение информационной безопасности в процессе работы с информационными ресурсами государственного органа.
Новый закон содержит специальные нормы об основных функциях политических государственных служащих, являющихся руководителями государственных органов, акимов областей, городов республиканского значения и столицы, ответственных секретарей, руководителей аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Дополнены условия и порядок занятия политической государственной должности. Обязательными являются необходимое для назначения на должность согласование (в установленных случаях), а также положительный результат спецпроверки.
На ужесточение отбора претендентов направлена норма о том, что на госслужбу не может быть принят гражданин, который перед поступлением на госслужбу привлекался к дисциплинарной ответственности за проступок, дискредитирующий государственную службу. В старом законе такой отказ предусматривался за коррупционное правонарушение.
Также гражданин не может быть принят на госслужбу при увольнении по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, с воинской службы.
Обязательным условием поступления на госслужбу новый закон предусмотрел обязательное тестирование граждан, поступающих на правоохранительную службу, в т.ч. оценку их личных качеств.
Старый закон предусматривал для гражданина, принятого на административную госслужбу впервые или вновь после ее прекращения, а также принятого на административную государственную должность вышестоящей категории, испытательный срок до трех месяцев.
Статья 20 нового закона не указывает единый срок испытательного периода для всех категорий государственных служащих, однако предусматривает, что «условия о прохождении испытательного срока предусматриваются в акте государственного органа о назначении на государственную должность». Но для госслужащих, впервые поступивших на административную госслужбу корпуса «Б», а также вновь поступивших на нее после ее прекращения, испытательный срок указан в три месяца.
При неудовлетворительном результате испытательного срока он может быть продлен на три месяца без повторного последующего продления по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения на государственную должность, либо уполномоченного им должностного лица.
Это относится к реализации 4-го шага Плана нации об обязательном испытательном сроке для впервые поступивших на государственную службу.
Новый закон существенно расширил и конкретизировал отбор в кадровый резерв административной государственной службы.
Характерной особенностью можно назвать и точное определение рабочего времени госслужащих. Он указал рабочим временем пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями (ст.32).
Законом введена отдельная норма об обучении государственных служащих, что соответствует 9-му шагу Плана нации о законодательном закреплении системы регулярного обучения государственных служащих и повышении квалификации не реже одного раза в три года.
Существенно расширено положение о ротации административных государственных служащих.
Изменились сроки наложения дисциплинарных взысканий. Если в прежней редакции закона указывалось, что дисциплинарное взыскание налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее одного года, то в новом они значительно усечены, соответственно, до одного месяца и полугода.
Согласно 12-му шагу Плана нации значительно изменились нормы о служебной этике госслужащих. Круг этических обязанностей расширился, дано определение дисциплинарного проступка.
В целом, многие элементы новой казахстанской модели госслужбы основаны на зарубежных стандартах, в том числе в части карьерности прохождения государственной службы, развития профессионализма государственных служащих, принципа меритократии.
К примеру, в Великобритании среди государственных служащих выделены политические должности. Это министры, государственные секретари, другие высокопоставленные чиновники. В Германии государственная служба имеет четырехступенчатую систему государственных служащих. Во Франции чиновники делятся на классы или категории. Повышение оплаты труда и в целом прогрессивная шкала роста заработной платы в зависимости от результатов труда государственных служащих предусмотрена в Великобритании, США, Южной Корее, Нидерландах.
Поэтому можно уверенно утверждать, что сегодняшняя казахстанская модель госслужбы полностью отвечает признанным международным стандартам.