Контроль за качественным рассмотрением обращений в органах прокуратуры
Астана, 26 мая 2016 г.
Айнагуль Шакирова,
начальник отдела
11-го Департамента
Генеральной прокуратуры,
старший советник юстиции
Большую роль в обеспечении надлежащего и своевременного разрешения обращений граждан играет наличие соответствующего контроля.
В настоящее время контроль за рассмотрением обращений в органах прокуратуры можно разделить на ведомственный, судебный и общественный.
Ведомственный контроль реализуется посредством проведения вышестоящей прокуратурой либо непосредственным руководителем различных проверочных мероприятий, а также ежедневного мониторинга своевременности разрешения жалоб.
Ежедневный контроль обеспечивается посредством электронной Единой информационно-аналитической системы органов прокуратуры «Кадагалау» (далее — ЕИАС «Кадагалау»), которая позволяет контролеру или руководителю прокуратуры просматривать ход рассмотрения каждого обращения. Соответствующая контрольная служба информирует о приближающихся сроках, а также внедрена система соответствующих электронных уведомлений.
Каждый сотрудник прокуратуры, рассматривающий ту или иную жалобу, имеет возможность детального камерального изучения всех материалов через ЕИАС «Кадагалау»), в которой аккумулирован весь документооборот органов прокуратуры.
Функциональные возможности ЕИАС «Кадагалау» позволяют центральному аппарату Генеральной прокуратуры и аппаратам прокуратур областей и приравненных к ним проводит систематические мониторинги и анализы путем камерального изучения имеющихся в ней сведений. Это дает положительные результаты.
Так, по итогам изучения причин высокого показателя продления сроков рассмотрения обращений Генеральной прокуратурой был принят ряд мер к исправлению ситуации, результатом чего стало снижение продления сроков в 2015 году на 25% , в 1 квартале 2016 года — на 44%.
За счет усиления ведомственного контроля и повышения качества рассмотрения обращений в 2015 году на 35% удалось снизить количество поступающих в органы прокуратуры повторных обращений. За 1 квартал 2016 года количество повторных обращений снизилось на 26%.
Активно используются плановые (инспекторские) выезды в нижестоящие прокуратуры, которые позволяют выявить проблемные участки в данной работе и выработать конкретные меры по их устранению, а также оказать практическую помощь на местах.
За последние пять лет Генеральной прокуратурой осуществлены 33 плановые и инспекторские проверки, в ходе которых проверена деятельность по рассмотрению обращений всех 18 областных и приравненных к ним и 335 районных прокуратур.
В целом за последние пять лет в ходе ведомственного контроля к дисциплинарной ответственности привлечены 241 сотрудник органов прокуратуры
В рамках судебного контроля за указанный период судами по итогам рассмотрения более 100 заявлений и жалоб на действия (бездействии) прокуроров при рассмотрении обращений граждан, признаны обоснованными и удовлетворены менее 5%.
В качестве общественного контроля, как за работой органов прокуратуры, так и в целом государственного аппарата, стал часто использоваться проект «Айкын», внедренный Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры с июля 2012 года в целях недопущения нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений.
Указанный проект стал не только справочной системой для граждан, но дает возможность прокурорам осуществлять постоянный надзор за соблюдением государственными органами требований законодательства.
Только за последние два года прокурорами в ходе осуществления камерального мониторинга выявлено более 16 тысяч нарушений сроков рассмотрения госорганами обращений, по которым приняты соответствующие меры надзора.
Помимо перечисленных методов контроля вышестоящими прокуратурами регулярно оказывается методическая и практическая помощь сотрудникам прокуратуры по разъяснению требований по организации рассмотрения обращений, в том числе путем проведения стажировки и различных семинаров.