Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на V Съезде православной молодежи Казахстана

Астана, 9 мая 2016 г.

Глава Казахстанского Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр выступил перед делегатами V Съезда православной молодежи Казахстана.

Ваше Высокопреподобие, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников V Съезда православной молодежи Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.

Отрадно, что подобные молодежные форумы проходят в нашей стране регулярно. Большая заслуга в этом принадлежит игумену Игнатию (Сидоренко), отвечающему в Округе за организацию молодежного служения и руководителям епархиальных молодежных отделов. Всем вам хотел бы сказать слова благодарности за ваши труды. Проведение подобных собраний свидетельствует о том, что у нас есть большая группа православных молодых людей, активных и целеустремленных, для которых принадлежность к Святой Православной Церкви предполагает не только участие в богослужениях и делах личного благочестия, но и совместную духовно-просветительскую, социальную работу.

Проведение молодежного Съезда в столице Республики — Астане, в дни празднования Пасхи и в период, когда вся страна отмечает очередную дату победы нашего народа в Великой Отечественной войне, стало доброй традицией. Эти обстоятельства придают ему особую окраску. Светлое Воскресение Христово возводит наши мысли и сердца к таинствам Жизни вечной, а праздник Победы напоминает о высоком призвании христианина самоотверженно и даже героически прожить свою земную жизнь. Очевидно, что одно немыслимо без другого. Именно религиозная вера сообщает нам силы, необходимые для ежедневного служения. А наши жизненные труды отверзают нам вход в Небесные обители. Помните, как сказано в Евангелии: «Ибо алкал Я и вы дали Мне есть, жаждал и вы напоили меня, был странником и вы приняли Меня, был наг и вы одели Меня, был болен и вы посетили Меня, в темнице был и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25:35–40).

Наш Съезд посвящен вопросам становления в Казахстане православного молодежного движения. Отрадно осознавать, что за последние несколько лет на этом направлении достигнуты определенные успехи. А ведь совсем недавно многие в нашем Округе к новым проектам в сфере православного воспитания детей и молодежи относились с изрядной долей сомнения. Еще несколько лет назад мы обсуждали: как убедить приходские активы не за страх, а за совесть взяться за осуществление молодежных инициатив. Убеждали священнослужителей в том, что на приходах могут результативно работать молодежные клубы, проводиться балы для молодежи, успешно осуществляться разнообразные творческие начинания. Сегодня все эти сомнения позади.

Конечно, основным звеном в приходской воспитательной деятельности остается воскресная школа в классическом варианте, но проекты, организуемые на базе воскресных школ, отличаются большим разнообразием. Подлинным смотром достижений в области работы с детьми и подростками в православном Казахстане стал Международный Фестиваль православной молодежи «Духовный сад Семиречья», который получил широкую известность и признание на Общецерковном уровне. Как никогда, успешно он проходил в 2015 году. Вероятно, успеху способствовала тема Фестиваля, посвященного 70-летию Великой Победы. Патриотизм сплотил участников и пробудил настоящий всплеск творческой энергии, открыв россыпь новых талантов.

Свидетельством этого успеха стало вручение награды православному молодежному движению Казахстана «Альфа и омега» Фондом социально-культурных инициатив в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве в ноябре прошлого года на центральном мероприятии Всероссийского Фестиваля «Славим Отечество — 2015».

Сегодня на повестке дня стоят новые вопросы: как расширить православное молодежное движение? Как добиться его массовости, овладеть умением привлекать больше детей и подростков? Что нужно сделать, дабы создать в молодежных клубах такую атмосферу, чтобы способные и талантливые юноши и девушки, приходящие в храм на богослужения, не оставались в стороне от деятельности клуба, вливались в него и приводили новых участников? Этой проблематике в значительной мере и посвящен нынешний Съезд.

Не пытаясь одномоментно дать ответы на все эти актуальные вопросы, (полагаю, что готовых, исчерпывающих ответов на них сегодня ни у кого нет), хотел бы поделиться некоторыми размышлениями, в том числе, и тревожными.

В Казахстане мы живем бок о бок со сверстниками, исповедующими Ислам. Православные верующие ценят добрые и братские отношения с представителями этой древней традиционной религии и прилагают немало усилий, чтобы эти отношения сохранять. Мы с пониманием относимся к успехам мусульман в деле возрождения религиозных традиций среди коренного населения Республики. Но разве не может нас не тревожить сравнение: когда за пятничным намазом молодежи в мечетях собирается в разы больше, чем за воскресным богослужением в православном храме? Конечно, можно успокаивать себя экскурсами в религиоведение: мол, Ислам — религия иная, молодая. Понимание молитвы и духовной жизни в Исламе другое, более эмоциональное и близкое молодой душе. Но разве в старые добрые времена в наших традиционных православных крестьянских и казачьих семьях в воскресный день дети и подростки не находились все в церкви? О каком духовном возрождении мы говорим, если в большинстве храмов возрастной состав прихожан практически не меняется год от года и по-прежнему представлен людьми преклонного возраста?

Воспитание не происходит само собою. Бог так устроил человека, что все его способности и таланты раскрываются лишь в общественной жизни. Церковная община, собирающаяся вокруг пастыря и имеющая центром своей жизни таинство святой Евхаристии, есть тот первоначальный структурный элемент, из которых строится все грандиозное здание Вселенской Православной Церкви. Господь Иисус Христос, научив нас главной молитве, повелел обращаться к Богу не со словами «Отче мой», а со словами «Отче наш», то есть произносить молитву от лица общины, объединяющей братьев и сестер во Христе. Вспомним и диалог Христа Спасителя с фарисеями, изложенный в 17 главе Евангелия от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом; не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20–21). Выражение «внутрь вас есть», по мысли православных толкователей, следует понимать двояко: во-первых, речь идет о том, что Царство Божие устанавливается в христианской общине между верующими, объединенными всей полнотой духовной жизни во Христе, а во-вторых, оно торжествует в душе каждого христианина, победившего грех и достигшего совершенства.

Духовная жизнь христианина должна развиваться в двух направлениях одновременно. Как птица летит по воздуху на двух крылах, так и душа призвана являть любовь в двух аспектах — по отношению к Богу и ближнему. Первая реализуется в стяжании Царства Божия в душе. Вторая, в разнообразной социальной, просветительской, миссионерской и иной деятельности в общине. Пренебрежение общинной жизнью свидетельствует о печальной поврежденности жизни духовной в целом. Это нужно очень хорошо понимать. И молодежь должна стать опорой в организации такой работы. Следует помнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на одной из многих своих встреч с молодежью подчеркивал: «Я думаю, что именно молодежь должна быть передовым отрядом Церкви, которая бы несла миру свежие светлые послания, в центре которых — свидетельства о том, что именно во Христе человек обретает полноту жизни».

Выделить среди верующих прихожан группу молодых людей нетрудно. Проблема заключается в том, что активность этой группы необходимо постоянно поддерживать и развивать. А, значит, необходимы, во-первых, лидеры, во-вторых, серьезные, содержательные проекты, которые могли бы осуществляться на местном уровне и вовлекать в группу все новых и новых людей. Обе эти задачи решить непросто. Для воспитания православных молодежных лидеров приходится отходить от стереотипов, которые складываются на некоторых приходах, где практикуется безоговорочный единоличный диктат настоятеля. Бывает, что за обедом сотрудник храма и вилку взять в руку не может без благословения батюшки. Всякая инициатива снизу пресекается. От подобной практики следует отказаться. Нужно доверять молодым лидерам, смелее наделять их ответственностью, поручать целые направления в приходской деятельности. Убежден, если пастырю удастся сполна раскрыть таланты и способности молодых прихожан, то его духовный авторитет в глазах общины только возрастет.

Церковное священноначалие, приходские священники, руководители епархиальных молодежных отделов сегодня призваны развивать активность молодых людей, поддерживать любые их инициативы, не сдерживать, а поощрять их лидерские способности. Пора каждому церковному человеку составить ясное представление: идеал христианина — это не пассивный образ человека, смирившегося со всеми жизненными несовершенствами, а образ труженика, подвижника, и, если хотите, борца. Всякий, если он не выборочно и тенденциозно подбирает евангельские цитаты, а по-настоящему напитался самим духом Евангелия, непременно со мной согласится. Послушайте, как злободневно и вдохновенно звучат призывы святого апостола Павла: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:1–2). Или вот еще такая цитата: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14–17).

Чтобы создавать и успешно проводить новые проекты в сфере православного молодежного движения, необходимо мобилизовать творческие усилия, как говорят сегодня, «креативных» умов. Целесообразно проводить краткосрочные семинары, собрания, «мозговые штурмы», использовать уже имеющиеся наработки и ресурсы, такие как упомянутый фестиваль «Духовный сад Семиречья». В его рамках как раз и следует проводить такие семинары.

Православная Церковь может раскрыть человеку подлинный смысл его жизни, призывая его явить первозданную красоту образа Божия, сокрытого в глубине каждой личности. Церковь проповедует подвиг любви и деятельного служения Богу и ближнему. Слова святого апостола Петра — «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:11)  — уже без малого 20 лет воспринимаются в нашей Церкви как девиз православного молодежного служения.

Православным быть не просто. Тех, кто стремится вести праведную жизнь, подстерегает множество трудностей и испытаний. Но велика и награда от Бога. Она заключена в подлинной, нескончаемой, вечной радости, которая преображает сердце и всю жизнь православного христианина.

Желаю всем участникам Съезда благословенных успехов в деле православного молодежного служения.

Митрополичий округ в Республике Казахстан

http://mitropolia.kz