МЗСР РК принимает системные меры для повышения качества медобслуживания граждан и улучшения их здоровья
Астана, 9 июня 2016 г.
Об этом сегодня на собрании фракции партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК на тему «О системных мерах по борьбе с болезнями с высоким показателем смертности населения» сообщила Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова.
В начале своего выступления она напомнила, что Глава государства поставил перед системой здравоохранения задачу увеличить ожидаемую продолжительность жизни в Казахстане до 73 лет к 2020 году.
В результате реализации двух Государственных программ развития системы здравоохранения (2005–2010 годы и 2011–2015 годы) ожидаемая продолжительность жизни превысила 71 год, общая смертность населения снизилась на 15,3%, материнская и младенческя смертность — в 1,8 раза.
Министр подчеркнула, что наряду с позитивной динамикой показателей здоровья населения имеются факторы, из-за которых ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев меньше, чем у жителей стран ОЭСР.
«В Казахстане остается высоким объем потребления медицинских услуг как на амбулаторном, так и стационарном уровнях. При этом расходы на лечение в стационаре составляют больше 50% от суммы всех выделяемых средств, в то время как в странах ОЭСР в среднем лишь треть. Сегодня лечение одного пациента в стационаре стоит столько же, сколько в среднем обходится лечение 3 человек при других видах медицинской помощи на более ранних стадиях болезни. Кроме того, в нашей республике, как и во всем мире, повышается уровень неинфекционных заболеваний. В структуре смертности более половины случаев приходится на болезни системы кровообращения (26%), острый инфаркт миокарда (5,5%), злокачественные новообразования (13%), травмы (11%); родовспоможение и детство (3,6%). По расчетам экспертов, потери по этим нозологиям уменьшают ожидаемую продолжительность жизни почти на 8 лет», — проинформировала Тамара Дуйсенова.
В этой связи приоритетное внимание в новой Госпрограмме развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016–2019 годы уделяется лечению вышеуказанных 5 нозологий, существенно влияющих на демографию страны. Для этого предусмотрен комплекс мер.
1. На основе опыта стран ОЭСР и рекомендаций экспертов Всемирного Банка и Всемирной организации здравоохранения в Казахстане будет создана Служба общественного здравоохранения (далее - СОЗ) путем интеграции санитарно-эпидемиологической службы, службы здорового образа жизни и рационализации питания. Ее основными функциями станут: эпидемиологический надзор и мониторинг за инфекционными и основными неинфекционными заболеваниями; проведение профилактический мероприятий; повышение информированности населения и др.
2. Внедрение Программы управления заболеваниями (далее — ПУЗ) на уровне первичной медико-санитарной помощи.
В Казахстане реализация ПУЗ началась с 2013 года в пилотном режиме 7 поликлиниках Северо-Казахстанской и Павлодарской областей по трем нозологиям: артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность и сахарный диабет.
С 1213 участниками ПУЗ заключены соглашения, выданы дневники самоконтроля, которые ведут пациенты. Согласно соглашению, медицинские организации создают мультидисциплинарную команду, которая, находясь в постоянном контакте с пациентом-участником ПУЗ, обеспечивает динамическое наблюдение за пациентом.
При поликлиниках работают школы здоровья, где пациентов обучают принципам оказания самопомощи, правильному отношению к собственному здоровью, обеспечивают информационным материалом по самообразованию и здоровому образу жизни.
Информированный пациент ведет дневник самоконтроля, контролирует факторы, влияющие на его здоровье, при этом меняется его поведение, повышается ответственность за собственное здоровье.
Таким образом, программа дает возможность пациентам вместе с медицинскими работниками управлять своим заболеванием и предотвращать осложнения.
В результате реализации пилотного проекта у 75% пациентов стабилизировались показатели уровня артериального давления, сформированы навыки его контроля и регулярности приема гипотензивных препаратов. Число случаев госпитализации пациентов с хронической сердечной недостаточностью снижено в 2 раза.
Увеличилось количество пациентов, обследованных на сахарный диабет (в СКО — до 64%, в Павлодарской области — до 98%). Следует отметить 100% охват обучением самоменеджменту всех участников ПУЗ.
Учитывая положительный опыт внедрения ПУЗ в пилотных регионах, в этом году ее реализация началась в поликлиниках Астаны, Алматы, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областей.
3. Внедрение интегрированной модели оказания медицинской помощи по 5 основным социально значимым, неинфекционным заболеваниям и заболеваниям, существенно влияющим на демографию населения страны: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, беременность и детство.
По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги.
При этом услуги, требующие сложных технологических установок и специалистов с высокой квалификацией, будут централизованы на межрайонном, региональном, и республиканском уровнях. А услуги, для которых не нужны сложные технологические установки, будут оказываться в медорганизациях по месту жительства.
Для внедрения интегрированной модели оказания стационарной помощи разработана Дорожная карта, созданы 5 координационных советов и определены ответственные республиканские организации здравоохранения.
Координационные советы координируют работу управлений здравоохранения областей, гг. Астана и Алматы, республиканских и региональных медицинских организаций и контролируют выполнение мероприятий в рамках реализации Дорожной карты.
Координационные советы изучили текущую ситуацию и разработали конкретные меры по повышению качества медицинской помощи:
— организованы курсы повышения квалификации медработников всех уровней медицинской помощи. В этом году профильную резидентуру заканчивают 65 кардиологов, которые будут направлены в лечебные организации. В рамках государственного задания на реализацию образовательных услуг по приоритетным направлениям будет обучено 473 специалиста, из которых 441 врача обучат по направлению «Внедрение интегрированной модели оказания медицинской помощи при остром инфаркте миокарда» и 32 врачей по направлению «Внедрение интегрированной модели оказания медицинской помощи при остром инсульте»;
— начата работа по пересмотру стандартов лечения, совершенствованию клинических протоколов и алгоритмов процессов, а также маршрутов движения пациентов. Разрабатывается программа мониторинга и оценки деятельности служб (с чек-листами, должностными инструкциями и конечными индикаторами);
— в этом году в регионах предусмотрено открытие и оснащение палат (бригад) интенсивной терапии и отделений реанимации и интенсивной терапии для больных с острым инфарктом миокарда;
— подготовлены нормативно-правовые акты по созданию Республиканского инсультного центра при Медицинском университете города Астаны. Его открытие планируется с 1-го августа текущего года.
«Одним из слабых звеньев при предоставлении медуслуг по всем группам заболеваний является скорая и неотложная помощь. Для решения имеющихся проблемных вопросов планируется создание интегрированной двухуровневой модели оказания неотложной медицинской помощи. На первом уровне будет создана единая диспетчерская служба скорой неотложной помощи с автоматизированной GPS-системой. В нее войдут санавиация области, станции скорой помощи городов, районов и сельских округов. На втором республиканском уровне служба будет включать санавиацию, телемедицину и интегрированную с первым уровнем информационную систему. Функционирование новой модели обеспечит координацию данной работы в масштабах всей страны, оперативное направление на место событий бригад санавиациии, консультирование посредством телемедицины», — сказала Тамара Дуйсенова.
Наряду с этим будет изменен маршрут пациентов, то есть бригада скорой помощи повезет больного не в ближайшую больницу, а в медицинскую организацию, где ему окажут необходимую квалифицированную помощь.
«С целью повышения качества подготовки кадров в отечественных медицинских ВУЗах проводится работа по привлечению стратегических партнеров из числа входящих в топ 500 лучших мировых университетов. Это медицинские школы США, Великобритании, Германии, Южной Кореи, Финляндии и других стран. Кроме того, с сентября текущего года в 6 медицинских колледжах внедряется финская модель подготовки медсестер», — сообщила Тамара Дуйсенова.
Для обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения создана проектная группа и утверждена Дорожная карта по развитию инфраструктуры и ГЧП на 2016–2018 годы. Совместно с местными исполнительными органами формируются медицинские карты регионов. В них будет определено количество объектов здравоохранения, которое необходимо для обеспечения доступности медицинских услуг, независимо от места проживания граждан. Сформированный перечень объектов будет включать строительство, реконструкцию, привлечение частного сектора и передачу отдельных объектов в доверительное управление с применением механизмов ГЧП.
В настоящее время проведена полная инвентаризация всей используемой медтехники, с определением уровня ее износа.
«Подготовлены предложения по изменению порядка закупа медтехники: медорганизации смогут самостоятельно закупать медтехнику стоимостью до 5 млн. тенге, с 5 до 100 млн. тенге — брать в лизинг, а со стоимостью выше 100 млн. тенге — приобретать за счет республиканского и местных бюджетов», — проинформировала Тамара Дуйсенова.
С целью совершенствования лекарственного обеспечения МЗСР РК подготовлены проекты нормативно-правовых актов по упрощению регистрации лекарственных препаратов, соответствующих международным стандартам качества.
«В прошлом году совместно с зарубежными экспертами разработан и внедрен Национальный лекарственный формуляр. В него включаются все зарегистрированные в республике лекарственные препараты с доказанной клинической эффективностью и с предельной ценой на каждое торговое наименование. Актуализирован список лекарственных средств, закупаемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, обеспечен первый этап внедрения референтного ценообразования. Проводится работа по переходу на стандарты надлежащей фармацевтической практики (GXP)», — добавила Тамара Дуйсенова.
В завершение своего выступления она сообщила, что для обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения, во исполнение поручений Главы государства, проводится подготовительная работа по внедрению системы обязательного социального медицинского страхования, обеспечивающей солидарную ответственность за здоровье граждан государства, работодателей и работников.