Выступление Генерального Прокурора Жакипа Асанова на межведомственном совещании по профилактике бытового насилия
Астана, 28 июня 2016 г.
Несколько примеров из жизни.
В Шемонаихе мать повесила трёх своих малолетних детей, затем покончила с собой из-за того, что в течение 11 лет её избивал муж, его брат и тесть.
В Туркестане некто пытался убить сразу шестерых близких — мать, жену, 5-летнюю дочь, сына и двух братьев. Выжили только мать и сын, четверо погибли.
В Астане муж облил бензином и поджёг бывшую жену. Она умерла. Остались 4 малолетних детей.
В Жосалы муж привязал якобы ослушавшуюся жену к лошади, поволок её, отчего она умерла.
По статистике в 2015 году в жилых помещениях погибли 308 человек. Это треть всех убийств.
Есть и другие ужасающие виды бытового насилия.
Житель Экибастуза насиловал 11-летнюю дочь в течение двух лет. Снял это на видео и разместил в Интернете. Мало того, торговал дочерью.
В Алматы повесилась пожилая мать, не выдержав издевательств и побоев дочери и зятя.
Лишь в этом году совершили суицид 316 женщин.
Сегодня в колониях 300 женщин отбывают наказание за убийства в ходе бытовых ссор. Из-за этого распались многие семьи, осиротели дети.
Немало и таких, которые не работают, а все заработанные жёнами деньги тратят на выпивку и наркотики, выгоняют детей, оставляют их без еды и крова. А сколько оставивших свои семьи и скрывающихся от уплаты алиментов.
В чем причина таких трагичных случаев?
Долгие годы о насилии в семье не говорилось в открытую. И она не рассматривалась как социальная проблема. Придерживались позиции: семья — это личное дело каждого. Уговаривали себя, что сор из избы нельзя выносить. Эта ложная догма буквально впиталась в нашу кровь.
Самое уязвимое место бытового насилия в том, что жертва и агрессор постоянно рядом, под одной крышей. Жертва круглосуточно находится в страхе, с постоянной мыслью: лишь бы агрессор не ударил.
Казахи говорят: «Выбирай дочь, глядя на мать». Но, какое тепло и любовь может дать женщина, которая всю жизнь страдает от побоев? Какое будущее у ребёнка, который ничего не видел кроме ссор и драк? Без нормального воспитания, без подготовки ко взрослой жизни они не находят своё место в социуме. Превращаются в иждивенцев. Создав семью, они тоже идут на насилие, как это в свое время делали их отцы.
Атмосфера в семье — одна из причин агрессии на улице. Выйдя из дома разозленным, человек срывает злость на других. Куда ни глянь — на общественные места, на транспорт, на очереди и даже центры отдыха — везде люди нетерпеливые, злые.
Еще одна нехорошая тенденция. Много тех, кто занимается бизнесом и разбогател. Это, безусловно, хорошо. Но есть те, кто скрывает имущество от собственных семей и регистрируют их на других лиц. Все думы лишь об одном: как бы завтра после развода супруга не стала претендовать на имущество. Затем, пользуясь покорностью жён, оставляют их на улице без единой копейки.
Насилие — не личная проблема семьи, это нарыв на теле всего общества. Безработица, правонарушения и другие противоправные поступки напрямую связаны с градусом отношений в семье.
Поэтому государство должно обратить на это серьёзное внимание и сделать конкретные шаги.
Для профилактики бытовых преступлений 7 лет назад был принят специальный закон. Он предоставил полиции 5 инструментов для реальной защиты прав жертв. Об этом должен знать каждый казахстанец.
Первое, полицейский проводит с агрессором профилактическую беседу.
Второе, забирает дебошира из дома и доставляет его в участок, чтобы оформить протокол.
Третье, полиция выносит защитное предписание. В нем запрещается разыскивать, преследовать, звонить, разговаривать с жертвой либо контактировать с ней иными способами. Нарушил его — предупреждение или адмарест до 5 суток.
Четвёртый инструмент, полицейский через суд налагает особые требования к поведению агрессора. Это те же ограничения, что и в защитном предписании, но они имеют силу до одного года, а не 30 дней.
Пятое, сотрудник раньше имел право изолировать агрессора до 48 часов. Но потом этот срок был сокращен до 3-х часов. Считаю, это неправильно. Но об этом скажу позже.
В 2014 году Парламент внёс поправки в закон и появился еще один инструмент — право суда выселить агрессора, независимо его это жилище или нет.
Всё это в рамках Административного кодекса.
Если же есть признаки преступления, то запускается вся махина уголовно-процессуального принуждения — доставление к следователю, задержание на 72 часа, содержание под стражей, пока не будет вынесен приговор.
Конечно, эти механизмы закона дали эффект. Но достаточны ли они? Мне кажется, нет. Спустя время любой закон нуждается в совершенствовании. Мы тоже выработали ряд предложений.
По Уголовному кодексу.
1. Раньше за совершение побоев и легкий вред здоровью полицейские на месте составляли протокол, в течение 2–3 дней адмматериалы передавали в суд, а суд рассматривал эти материалы за 24 часа.
Потом мы решили ужесточить и перевели эти адмправонарушения в разряд уголовных. Что изменилось?
Теперь накажут или не накажут виновного, всецело зависит от активности самой жертвы. Именно потерпевший сам должен пройти экспертизу, собрать нужные справки, характеристики, найти свидетелей и только потом пойти в суд и доказать факт насилия. Мы полностью освободили полицейских от этой обязанности.
Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Это подтверждают и цифры. В 2015 году за побои и легкий вред здоровью осуждены всего 627 человек. Это в 37 раз меньше, чем в 2014 году. Это не значит, что насилия стало меньше. Доказать его стало сложно и люди перестали обращаться в суд.
Поэтому побои и легкий вред здоровью предлагаем вернуть обратно в КоАП. Иначе, некоторые утверждаются в мысли, что за насилие их никто не накажет.
2. В уголовном кодексе есть ответственность за доведение до суицида. Но кого довел — взрослого или ребенка, не разграничено. Наказание одинаковое для всех.
Но ведь речь идет о ребенке, у которого вся жизнь впереди и психика до конца еще не сформирована. Тогда почему наказание должно быть одинаковым? На наш взгляд, надо ужесточать. Предлагаем установить отдельное наказание, если до суицида довели именно ребёнка.
3. Если преступление совершается на глазах у ребенка, то целесообразно расценивать это как отягчающее наказание обстоятельство. Почему? Потому что это наносит непоправимый вред сознанию ребёнка, душевную травму. Полагаем, такие изменения нужно внести и в УК (ст.54), и в КоАП (ст.73).
4. Необходимо ввести уголовную ответственность за принуждение к аборту. Это большая угроза здоровью девушек, а сейчас никто за это не отвечает. Такая норма есть в конвенции ЕвроСоюза, только их надо имплементировать в наше законодательство.
По Кодексу об адмправонарушениях.
1. В 14 году сроки адмзадержания сокращены с 48 часов до 3-х часов. Этого мало. За такой короткий срок дебошир вряд ли успокоится, он может даже не понимать, что натворил. Наоборот, он побыстрее освободится и захочет отомстить. Поэтому надо увеличить срок задержания с 3-х часов до 24 или 48, как это было раньше. Эта норма хорошо работала 23 года. За это время агрессор успокоится, одумается, а полиция оформит материалы и направит в суд.
2. Если агрессор пьян, то нужна экспертиза. В некоторых регионах мало наркодиспансеров. На всю Восточно-Казахстанскую область всего 5. Добираться из отдаленных районов — минимум сутки. Возможно, стоит передать право определять, пьян дебошир или нет, сельским фельдшерам. Это поможет доказать факт правонарушения в кратчайшие сроки.
3. Штраф, наложенный на нарушителя, ложится грузом на всю семью. Если арестовать — расходы для бюджета. Самое правильное — привлечь хулигана к общественным работам. Но в Конституции принудительный труд допускается только по приговору суда. Возможно, слово «приговор» в данном случае относится не только к уголовным, но и другим судебным решениям. По данному вопросу хотим узнать позицию Конституционного Совета.
По Гражданско-процессуальному кодексу.
Супруги при подаче иска о разделе имущества обязаны уплатить госпошлину. Его размер — 1% от имущества. Сейчас стоимость любого дома несколько миллионов. Оплатить его нелегко. Плюс нужны деньги для адвоката. Как найти такие средства женщине, которая всю жизнь занималась домашним хозяйством? Предлагаем, чтобы пошлину платила виновная сторона после вынесения решения.
По Кодексу о браке и семье.
Молодые, ослепленные любовными отношениями, наскоро принимают решение и женятся. Вначале всё прекрасно. Затем, столкнувшись с бытом, не сумев наладить отношения, разочаровываются друг в друге, ссорятся и даже идут на рукоприкладство. В итоге суд, развод. Делят ребёнка, расстаются сваты, грызутся за имущество. В прошлом году зарегистрировано 149 тысяч браков, распались 53 тысяч. Это каждая третья семья. Суды в 15 году рассмотрели около 60 тысяч споров. Это 15% от всех гражданских дел. Что делать?
Во-первых, со дня подачи заявления молодые могли бы пройти специальный тренинг. Цель — подготовить жениха и невесту к взрослой жизни, научить грамотному разрешению конфликтов.
Саудовская Аравия намерена ввести курсы подготовки к браку, чтобы сократить разводы. Такие же меры планирует и Малайзия.
Во-вторых, надо предложить молодым, желающим пожениться, книжку. В ней должны быть советы о национальных семейных ценностях, уважении друг к другу, прощении. Также статистика о разводах, права и обязанности супругов, об уголовной и адмответственности, порядке раздела имущества, наставления о неприменении насилия.
Гульшара Наушаевна, под руководством Нацкомиссии предлагаю разработать такую книжку лёгким, простым и понятным языком с привлечением профессиональных психологов, ученых, изучающих институт семьи. Генпрокуратура готова предоставить всю необходимую информацию по нашей части.
В-третьих, ввести фигуру психолога-медиатора. Закон предоставляет всего месяц на раздумья для лиц, подавших на развод. И тут очень важна помощь психолога для примирения сторон.
В законе о профилактике бытового насилия срок защитного предписания — 30 суток. Мы предлагаем продлить его до 90 суток. То есть полиция три месяца будет держать хулигана на контроле, проводить с ним специальную беседу. Тогда и эффективность профилактики возрастет в разы.
Закон позволил содержать кризисные центры за счёт бюджета. Но, как отметила госпожа Гладырь, акимы слабо выполняют это требование. Есть лишь одно решение данной проблемы — ввести этот показатель одним из критериев оценки акимов. Тогда они будут заинтересованы исполнить это требование.
Закон об органах внутренних дел.
В полицию поступает много сигналов о домашнем насилии. Полиция вправе беспрепятственно входить в жилые помещения. Но, если дверь не открывают, то следовало бы дать ОВД полномочия до взлома двери.
Какой передовой зарубежный опыт мы знаем?
1. В развитых западных странах есть должность «кейс-менеджера». В качестве личного помощника он налаживает связь с соответствующими органами для решения социальных проблем потерпевшего. Мы могли бы возложить эту обязанность на один из местных органов, особенно в сельской местности.
2. Во многих странах открыты специальные участки полиции, состоящие из женщин. Их обязанность — поддержка пострадавших от насилия, оказание медицинской помощи, правовая консультация, подача заявлений в суд, разъяснение прав потерпевшему. Женщины больше доверяют женщинам. Поэтому предлагаем увеличить число женщин в полицейских участках.
Второй фактор по усилению борьбы с бытовым насилием — работа государственных, правоохранительных органов и судов. Полицейские не всегда умеют правильно выстроить диалог, грамотно применять меры индивидуальной профилактики. Есть претензии к судам и прокуратуре. Обращения жертв не всегда рассматриваются оперативно. Поэтому сотрудников нужно специально обучать, решать с ними ситуационные задачи. Есть поговорка «Ласковое слово слаще меда». Точно так же мы должны научить грамотно разговаривать с дебоширами, уметь успокоить их нужными словами. Таких курсов мало.
Сейчас на местах создаются местные полицейские службы. Многое теперь зависит от акимов. Поэтому предлагаем институтам гражданского общества делать рейтинги и оценивать проводимую ими работу. Если будет рейтинг, будет и конкуренция. Акимы приложат все усилия, чтобы обогнать коллег.
Третье, самое главное условия для усиления борьбы с бытовым насилием — смена парадигмы общества. Что мы имеем в виду?
Древнеегипетский астроном Птоломей центром Вселенной считал Землю. Но Коперник доказал, что центр Вселенной все-таки Солнце. С этого момента все стали истолковывать иначе, чем прежде. Иными словами, Коперник осуществил сдвиг парадигмы.
Нам тоже нужен подобный перелом в мышлении. Надо учить детей еще со школьной скамьи культуре отстаивания собственных прав. Тот, кто умеет строить отношения с окружающими, и сам ничего противоправного не сделает, и себя в обиду не даст.
Элеонора Рузвельт сказала: «Никто не причинит вам боль без вашего согласия». Или Ганди: «У нас не могут отобрать самоуважение, если мы сами не отдадим».
Наше общество слишком толерантно к насилию в семье. Если кто-то громко слушает музыку вечером, то сразу же прибегут все соседи. Будут требовать порядка и тишины. Но если муж избивает жену, то вряд ли кто отзовется и позвонит в полицию. Даже если она кричит и зовет на помощь.
В нас крепко сидит стереотип — не вмешиваться в дела семейные. Сформировалось ошибочное мнение что скандалы и драки — дела чисто внутрисемейные. Некоторые даже считают правильным избиение жён. Это чуждо нашим традициям и национальной культуре. Наш народ всегда почитал девушек. Считалось, что «девушка — краса народа». Поэтому надо впитывать в сознание людей уважение к женщине и матери, прививать семейные ценности.
В последнее время в СМИ много публикаций о насилии в семье. Когда происходят такие случаи, люди готовы поддержать любую инициативу для защиты не только погибшей, но и всех других потерпевших от домашнего насилия. Эта идея могла бы стать одним из важных направлений деятельности политических партий, институтов гражданского общества.
Кстати, в Германии правящая коалиция партий ХДС/ХСС и СДПГ провозглашает ключевыми именно семейные ценности. Именно поэтому они имеют голоса и поддержку большинства избирателей.
Уважаемые участники заседания!
Вы можете подумать: вот Генеральный Прокурор сгустил тучи, ну неужели у нас настолько плохая ситуация. Это не так. У нас только одно желание — вскрыть этот нарыв общества и найти противоядие.
Что касается безопасности казахстанцев, то ситуация улучшается из года в год. В самые лучшие 80-е годы Советского Союза убийств было в 2 раза больше, чем сейчас. Если в то время было 1500 убийств, сегодня около 800. Тюремное население уменьшилось в 3 раза. Поэтому могу со всей ответственностью заявить, что тяжкие и особо тяжкие преступления, а именно убийства, тяжкий вред здоровью, разбои стабильно уменьшаются на протяжении последних 20 лет.
Сегодня докладчики раскрыли проблему со всех сторон. Но мы едины в одном — каждую мать, пострадавшую от насилия, каждого ребёнка, подвергшегося унижению нужно расценивать как национальную трагедию.
Чтобы все сказанные слова не стали пустым звуком, разработали комплексный план. В нём предусмотрены законодательные, организационные и иные конкретные меры. Проект всем роздан. Ждем ваших предложений.
Как нам известно, сейчас разрабатывается Стратегия гендерного равенства. Возможно, некоторые предложения войдут туда.
Этот доклад слушают и прокуроры областей. Поручаю определить конкретную дату и в таком формате провести встречи с населением.
Чтобы добиться реальных результатов, нужны усилия всего общества. Поэтому, как говорил Глава государства, нет не решаемых проблем, лишь бы глаза горели и работали с энтузиазмом. Самое главное, мы знаем, чего мы хотим и в каком направлении двигаться. Пожелаем всем нам удачи!