Прокурорский надзор за применением законов о рассмотрении обращений
Астана, 15 июля 2016 г.
Адилет Кустумбай,
начальник Управления Департамента
Генеральной прокуратуры
Качественное и своевременное рассмотрение обращений граждан является одним из основных индикаторов доверия населения к органам государственной власти.
К сожалению, поступающие в органы прокуратуры жалобы на некачественное рассмотрение обращений субъектами свидетельствуют о фактах нарушения требований закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
В этой связи органами прокуратуры приняты меры, направленные на усиление прокурорского надзора за применением законов о рассмотрении обращений физических и юридических лиц.
Так, в 2015 году в центральном аппарате Генеральной прокуратуры создан Департамент по надзору за применением законов о рассмотрении обращений и делопроизводству, в функции которого, помимо контроля за рассмотрением обращений непосредственно в органах прокуратуры, также входит надзор за применением законов о рассмотрении обращений субъектами.
За истекший период органами прокуратуры проведено более 1400 проверок государственных органов на предмет применения законодательства. По результатам проверок выявлено свыше 19 тысяч нарушений, внесено более тысячи актов прокурорского надзора, к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 2 тысяч лиц, к административной — 32.
За последние два года непосредственно Департаментом проверено 8 центральных государственных органов, в том числе Министерство иностранных дел Республики Казахстан, 7 комитетов Министерств: здравоохранения и социального развития; сельского хозяйства; национальной экономики; образования и науки.
В ходе проверок выявлены факты дачи некачественных ответов заявителям, направления обращений на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются, не направления обращений по подведомственности соответствующим субъектам, нарушения сроков рассмотрения, не разъяснения в ответах права на обжалование принятого решения, не проведения анализов, обобщений по обращениям, искажения статистических сведений и т.д.
К примеру, Комитетом ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства ответ на обращение директора ТОО «Орал Логистик» Наумова Д.В. без истребования информации и проведения проверки направлен лишь через несколько месяцев.
Имеют место, когда доводы заявителей необоснованно оставляются без рассмотрения.
Так, законом «Об административных процедурах» предусмотрено, что обращения считаются разрешенными, когда рассмотрены поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям в установленном законодательством порядке.
Однако по обращению директора ТОО «Производственное объединение ASKOR» Воропаева С.В. вопросы заявителя о корректировке проекта и необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения при увеличении ассортимента продукции Департаментом по защите прав потребителей по Павлодарской области необоснованно были оставлены без рассмотрения.
Одним из значимых вопросов является проверка учета, регистрации и достоверности статистических сведений по обращениям, поскольку основой для надлежащей организации работы с обращениями служит достоверная статистика по ним, которая отражает реальную картину о динамике поступления и рассмотрения обращений, позволяет провести комплексный анализ вопросов, поднимаемых населением.
Между тем, установлено, что субъекты не всегда обеспечивают достоверность учета. Например, в нарушение п.2 ст.7 закона Департаментом Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по г.Алматы заявления, поступившие по вопросам оказания государственных услуг (за 9 месяцев 2015 года — 3206, 2014 г. — 5858), были учтены как обращения физических и юридических лиц. Более того, они отражены в статотчете как удовлетворенные.
Другой пример. В статотчете по обращениям Департамента по защите прав потребителей по г.Алматы 189 обращений отражены как «удовлетворенные» и «разъясненные», тогда как фактически они направлены в нижестоящие органы.
Следует отметить, что в ходе проверок прокурорами уделяется внимание соблюдению государственными органами п.2–1 ст.18 закона «О средствах массовой информации» в части соблюдения 3-дневного срока предоставления информации по обращениям представителей средств массовой информации.
В частности, по результатам проверки в Комитете по защите прав потребителей Министерства национальной экономики выявлено нарушение указанного срока предоставления информации по 14 запросам СМИ.
Прокуроры, требуя надлежащего исполнения закона от субъектов, постоянно работают над совершенствованием рассмотрения обращений непосредственно самими органами прокуратуры. Для этого Департаментом посредством ведомственной системы электронного документооборота проводятся мониторинги (проверки) рассмотрения обращений в нижестоящих прокуратурах вплоть до районного звена.
По результатам предметных мониторингов принимаются меры, направленные на исключение фактов некачественного рассмотрения обращений, волокиты по ним и во главе всего ставится цель: обеспечение прав и законных интересов граждан.
В текущем году в органах прокуратуры сокращена многозвенная процедура рассмотрения обращений, сейчас ответ разъяснительного и отказного характера в горрайпрокуратурах дает только прокурор, в прокуратурах областей и приравненных к ним — заместитель прокурора и прокурор области.
Департаментом разработаны образцы обращений, которые размещены на официальных интернет-сайтах и общедоступных местах в прокуратурах.
Органы прокуратуры будут и впредь последовательно и активно проводить работу, направленную на качественное рассмотрение субъектами обращений граждан и защиту их прав.