Выступление Генерального Прокурора Жакипа Асанова на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по итогам первого полугодия
Астана, 22 июля 2016 г.
Многие граждане и бизнес считают нас карательным органом. Между тем, прокуратура сегодня, прежде всего, правозащитный орган. Обратимся к цифрам.
За полгода прокуроры отстояли права 360 тыс. человек. Из них половина дети. При нашем содействии 40 тысяч работников просроченную зарплату на 4 млрд. Трудоустроены 2,5 тыс. инвалидов, ещё 154 — получили госжилье.
В служебных кабинетах и ИВС незаконно удерживали 205 человек. Мы их выпустили. Освободили из камер 2 тысячи подозреваемых, которых следователи хотели арестовать. К ним мы применили залог.
182 осужденных получили по нашим протестам более мягкое наказание. Всего по инициативе прокурора исправлено 698 судебных актов. Добились исполнения решений судов в пользу граждан на 1 млрд. 700 млн. тенге.
Восстановлены права 14 тысяч тех, кто обратился к нам с жалобами.
По этим нарушениям наказаны свыше 40 тысяч должностных лиц, в том числе к уголовной — 209.
По защите интересов государства.
Добились отмены 720 незаконных госзакупов на 25 млрд. Вернули в НацФонд 12 млрд. Они тратились не по назначению. Бюджет получил 45 млрд. Государству возвратили незаконно выданные земли на 14 млрд.
Общий итог за 6 месяцев — 100 млрд. На них можно построить 80 типовых школ на 600 мест.
С одной стороны, вроде бы хорошо поработали. Помогли сотням тысяч граждан. Наказали преступников, пополнили казну.
Но с другой — это тревожный знак. Из года в год одни и те же нарушения. Меняем законы, чиновников. Но это ситуацию не исправляет.
Отсюда и недоверие населения. Почитайте СМИ, зайдите в соцсети. Увидите, что говорят о нас. Сегодня любое преступление вмиг разлетается в Интернете и шквал критики на всю правоохранительную систему.
Недовольство идёт от близких и друзей преступников, «диванных» критиков и просто праздных комментаторов.
Но бОльшая часть — это обоснованные претензии к нам, от тех же блогеров. Всё это формирует общественное мнение. Почему это так? Выделю 7 основных причин.
Первая — слабые кадры. Это проблема многих госорганов. Прокуратура не исключение.
Президент ещё 8 лет назад сказал: «все недочеты правоохранительных органов — из-за плохой работы с кадрами. При их расстановке исходят не из профессионализма, а лояльности и родства. В итоге, назначают людей случайных. И их становится слишком много».
Набираем кого попало. Бывший прокурор Саметов одел старую форму и кинул бизнесмена на 3,5 млн. И этот человек работал с нами 7 лет.
Как такие люди были приняты? Причина — ненормальная система отбора. По ней невозможно оценить, что из себя представляет кандидат. Какие у него личные и деловые качества. Всё зависит от человеческого фактора.
Презентовали 4 инструмента отбора. Их давно используют лучшие компании, в том числе Назарбаев Университет, ПрайсУотерХаус и Дейлойтт. Они наши партнеры в этом деле.
Теперь кандидат будет писать два эссе. Одно о жизненном опыте, другое — на заданную тему. Также он должен решить кейсовые задачи. В конце психотест. Так мы узнаем IQ кандидата и получим о нем полное представление.
Все эти процедуры выложили в Интернет.
Карьерное продвижение пойдёт по новому принципу. Для этого создаются пулы. К примеру, «30 лучших гособвинителей». Именно у них приоритет на ключевые должности в Генеральной прокуратуре, Астане и Алматы.
Но те 200 специалистов, которых примем, погоду не сделают. Поэтому меняться надо всем. Обучать долго и дорого. Каждый прокурор, кто хочет расти, обязан быть эффективным. Освоить технологии менеджмента. Читайте книги, к примеру, «Семь навыков высокоэффективных людей», «101 совет оратору». И другие книги.
Именно так мы сможем быстро поднять уровень компетенции и говорить на одном языке.
Академии поручаю составить список такой литературы и разместить его на нашем портале.
То, что делаем по кадрам, это реализация «100 конкретных шагов». Его ценность для нас — возможность сформировать профессиональный корпус прокуроров. 100 шагов ведёт к тому, что в госаппарат придут лучшие из лучших.
Назову две вещи, важные, на мой взгляд.
а) В год выпускаются 30 000 юристов. 100 шагов заставит задуматься вузы над качеством своего товара. Люди тоже поймут — попасть к нам или в суд без знаний уже не получится. Искать связи тоже будет бессмысленно.
б) Образ жизни кандидатов. Со студенческих лет они должны знать — их активная гражданская позиция, участие в социальных проектах будут преимуществом и высоко цениться при отборе.
Это про кадры.
Вторая причина, почему не имеем высокого доверия. Привыкли работать на статистику. За цифрами не видим людей. Это прочно сидит в сознании наших коллег ещё с советских времен.
Всех это устраивает. Показатели рисовать легко. Не надо напрягать мозги на аналитику. Малый прирост дает видимость благополучия. А если его нет, идет манипуляция. Поэтому никто не заинтересован в профилактике.
Это надо кардинально менять. Сотрудник должен чувствовать личную ответственность за каждое дело, жалобу. Начнем с того, что введём два реестра в каждой прокуратуре. Один — явных нарушений. Другой — реестр положительного опыта. Те, кто показал себя, инициативу и пример — тот в реестр «отличников». А тот, кто некачественно поддержал гособвинение, плохо рассмотрел дело, ответил на жалобу — в реестр «двоечников». Руководители тоже не останутся в стороне и будут оцениваться по подчиненным.
Третья причина — закостенелая структура.
Мы консервативны и полузакрыты. Но вокруг давно всё изменилось. Как указал Глава государства, правоохранительная система по-прежнему опирается на реликты советского периода и не отвечает запросам общества.
Поэтому структуру разделим на три блока.
Первый. Связь с обществом. Приоритеты определим, исходя из запросов населения. Именно общество — заказчик нашей работы.
Второй блок. Профилактика. Мы заточены на выявлении нарушений и наказании. Акценты на то, чтобы не допускать нарушения в будущем.
Третий. Это оперативные подразделения. Их задача — расследования, участие в судах, работа с обращениями, надзорные проверки.
Четвертая причина низкого доверия — устаревшие методы работы. Все силы бросаем на коллегии, совещания, конференции. Но, как выходим из зала, всё забываем. А хронические проблемы остаются.
К примеру, дольщики. Кто только не занят ими — и полиция, и прокуратура, и акимат. Или лжепредпринимательство. Вопрос тянется годами. Называем цифры, от которых сами в шоке. И таких проблем десятки. Это болезненно воспринимается обществом.
Почему так происходит?
Президент сказал, что его поручения министр передаёт заму, тот — департаменту и так до рядового исполнителя. А тот остается с этой проблемой один на один.
Такая же болезнь у нас. Важные вопросы отдаём на откуп рядовому прокурору. А что ему остаётся? У него и так масса других «горящих» поручений. Конечно, он ищет способ, чтобы избавиться и скорее снять с контроля.
Это надо ломать. Президент ещё в 90-х говорил о проектном менеджменте. Главное его преимущество — командная работа на результат. Сегодня мы больше зациклены на процессе.
Поэтому по чувствительным для граждан вопросам будем применять проектный подход.
Опыт уже есть. Это проекты по тюремному населению, по примирению. Сегодня имеем портфель из 22 проектов. Для их реализации обучили точечно отобранных прокуроров.
Презентация отдельных из них будет после моего выступления.
Пятая причина — граждане не вовлечены в обеспечение общественного порядка.
Каждого волнует его личная безопасность, защищенность родных и близких, а также сохранность собственности.
Однако некоторых мало беспокоит, что происходит у соседей, в подъезде, во дворе. Это наша вина. Значит, не смогли убедить, что порядок зависит не только от полиции. Тут важен любой сигнал от каждого. Он может спасти чью-то жизнь, пресечь преступление, задержать вора.
Скоро ЭКСПО. Меры безопасности обсудили на КоорСовете. Они касаются Астаны, но их можно применять во всех регионах. Обращаюсь к прокурорам областей, вы всё слышали. Не ждите указаний. Проведите у себя работу на местах.
И еще. Мы готовим 100 советов прокурора. Там рекомендации для граждан по конкретным жизненным ситуациям. Например, как не стать жертвой мошенника? Что делать, если пришли с проверкой? Как отследить жалобу в госорганах?
Академии поручаю собрать предложения и оформить эти советы в виде сборника и распространить через Интернет.
Нужны прямые коммуникации с населением. На местах видите, как настроены люди. Бесконечные хождения по кабинетам, отписки чиновников, черствость, волокита. Мы с ними говорим на разных языках. Никто внятно не объясняет, как им решать свои проблемы.
В апреле Глава государства сказал, что мы не разъясняем народу законы. Надо признать, у нас не отлажена «обратная связь» с населением. Поэтому мы создали пул ораторов. Они уже ездят по регионам. Встречаются с гражданами. Отвечают на вопросы и разъясняют права. Эту практику будем развивать. В регионах тоже нужны местные ораторы.
Шестая причина — работа с обращениями.
Каждая жалоба — это крик души. От того как её рассмотрим, зависит доверие к власти. Надо, чтобы каждый гражданин стал нашим союзником. Даже тогда, когда вынуждены отказать по закону. Все зависит от нашего языка и умения убеждать.
Витиеватые фразы. Сухие ссылки. Черствый язык. Люди не понимают наших ответов. Как будто мы с разных планет. Не найдя понимания, идут в СМИ, НПО и международные организации. Поэтому и рост жалоб. Как это исправить?
а) Ответы давать на человеческом языке. Даже необразованный должен легко понимать нас. Все доводы заявителя нужно нумеровать и давать на них аргументированные ответы.
б) Вникать в суть жалобы. Правда, иногда не ясно, что именно хочет человек. Много эмоций и нет доводов. Поэтому подготовили шаблоны, где четко расписано, что должно быть в обращении и как правильно сформулировать свои требования.
в) реализуем проект — «К обществу эффективных жалоб». Проект презентуем позже.
г) выезжать в регионы. Давно этого не делали. Закрылись в кабинетах. Личный контакт с заявителем важен и для него, и для нас. Я утвердил график выездов. Всё руководство до конца года проведёт приём граждан в регионах.
Седьмая причина недоверия — на местах погрязли в рутине. Работают над текучкой. Уважаемые прокуроры областей, каждый из вас работает на этой должности по несколько лет.
Что изменилось в регионе с вашим приходом? Чем вы гордитесь? Что значимого вы сделали, и это принесло пользу, городу, району, области? Сегодня вы сможете выйти к трибуне и доложить об этом. И в целом, ориентируйтесь на конкретный результат для населения.
Коротко по отраслям надзора.
Состояние преступности. В сравнении с прошлым годом она снизилась незначительно. Сократились убийства и грабежи — на 12% (с 480 до 423; с 6853 до 6035), на треть стало меньше хулиганств и изнасилований (с 13 859 до 8 502; с 1 382 до 979). В то же время, возросли кражи на 7% (с 103 150 до 110 691).
Обновили УПК. Регистрируем всё, чтобы не было укрытий. Что получили? Другую крайность. Каждое третье, а это 88 тысяч дел, прекращено. Там изначально не было криминала. А граждан и предпринимателей «таскают» на допросы. Обыски, выемки и т.д. Это не день и не два дня, а месяцы. Страдают люди, рушится бизнес.
С другой стороны, загрузили себя. Вместо «серьезных» дел работаем на корзину.
Как это исправить?
а) Определить четкие критерии и алгоритм регистрации в ЕРДР. Главное — исключить необоснованное заведение уголовных дел.
б) Изменить подходы к разумным срокам следствия. Ясности нет. Под этой маркой даже самые простые дела волокитят месяцами.
Ерлик Абдракымович, отработайте это с заинтересованными органами. Вынесем на КоорСовет. Точку поставим до конца года.
По социально-экономической сфере.
Выделю четыре важных направления.
Первое. Экстремизм и терроризм.
Раньше опасались террористов извне. Теперь угрозы изнутри.
Елбасы отметил роль полиции и спецслужб в ликвидации террористов и призвал население изменить отношение к силовикам. Полицейские днём и ночью на страже. Первыми принимают удар. В большинстве — это преданные делу, честные профессионалы, готовые отдать свои жизни. За последние пять лет мы потеряли 144 сотрудника полиции при исполнении долга.
Сегодня теракты — это угроза №1 в мире. Силовые структуры ориентированы на выявление и нейтрализацию террористов. Для этого есть и законы, и средства, и кадры.
Второе направление. Трудовые отношения.
Сегодня 8 тысяч 400 работников не могут получить зарплату. Задолженность на 1,7 млрд. Их семьи в трудной ситуации. Больше всего долгов в Акмолинской области, ВКО и ЗКО.
Прокуроры не в стороне. С работодателями ищем способы погашения долгов. Да, это не наша функция. Но нам важен результат.
По вмешательству прокурора ТОО Гефест нашло покупателя на продукцию. Выручка пошла на зарплату. Более тысячи работников получили свои 160 млн. Также 42 работника ТОО «Контакт Тур» в Алматинской области получили 24 млн.
Но есть и объективные причины долгов. Кризис, спад производства. Однако, четвертая часть долгов — всё-таки по вине работодателей. Деньги у них были, но тратились на другое. За это есть и уголовная, и административная ответственность. Давайте разберёмся. В адмпорядке на предприятие налагается штраф. А у него и так долги по зарплате. Причем штраф надо оплатить раньше, чем погасить долг. В итоге штраф оплачивают, а зарплату нет. Но ведь наказывать надо не предприятие, а директора. Нужны поправки в КоАП. Мы их инициируем.
Неоднократная задержка зарплаты — уже уголовная ответственность. Сейчас это дела частного обвинения. То есть работник сам должен доказать вину руководителя. Это почти невозможно. Никто не даст ему доступ к бухгалтерии. Надо менять УК и перевести это преступление в разряд в частно-публичных.
Третье направление. Дольщики. Многие, мечтая о квартире, потратили все сбережения. Но их обманули. Когда они договаривались с застройщиками, государства между ними не было и не должно было быть. Тут гражданские отношения. Об этой проблеме с «бородой» и Президент говорил много раз. В итоге, он дал прямое поручение, помочь тем, кто нуждается в жилье. Незавершенные объекты достраивались за счет средств Нацфонда. Потрачено 460 млрд.
Тогда же приняли закон, прописали жесткие условия. Все равно застройщики нашли лазейки. Стали заключать инвестдоговоры. Это то же самое, что и долевое, но без никаких гарантий, что жильё достроят. То есть снова обошли закон.
Появились 60 проблемных объектов. Они у всех на слуху. «Азбука жилья», «Аль-Баракат», «Тамыз» и другие. 9 тысяч семей без жилья.
Понятно, что разрешение самой проблемы зависит не только от нас. Нужны инвесторы.
Прокуроры со своей стороны должны обеспечить быстрое следствие, наказание виновных и взыскание ущерба.
Наряду с этим важно не допустить повтора этой проблемы. С октября заработает новый закон. Теперь привлечение денег граждан возможно только по договору о долевом участии. Другие формы сделок будут недействительны.
Пока есть время, надо подготовить население. Четко разъяснять, что теперь государство не будет вмешиваться в отношения граждан и застройщиков. Каждый, кто хочет купить квартиру, должен заключить договор, который так и называется «договор долевого строительства». Если же будет другой, то за все риски он отвечает сам.
Никто другой, в том числе и государство, не вернет его деньги. Требовать он должен сам у того, с кем договорился.
Для этого запускаем проект «Долевое жилье без обмана».
Четвертое. Защита предпринимательства.
В июне провели форум с «Атамекен». Открыто обсудили острые вопросы. Вскрыли целый пласт проблем, связанных с жестким прессингом бизнеса со стороны госорганов. Работаем по дорожной карте.
Начали пилотный проект в Астане и Акмолинской области. Изучили 560 дел. Каждое пятое незаконное. В рамках УПК назначены 224 проверки предприятий. Почти половина из них необоснованные. Мы тоже это пропустили.
Всем прокурорам областей поручаю провести такую же работу. Мы должны оберегать законный бизнес, а не «кошмарить» его.
Поддержание гособвинения. Считаю нормальным оправдательные приговоры. Это говорит об открытости, состязательности в суде и независимости правосудия.
Есть случаи, когда в деле точку может поставить только суд. Там своё следствие. Даже более тщательное, чем у следователя до суда. К тому же в суде все публично и открыто. Скрыть ошибки или оказать давление невозможно.
Надо разбираться с каждым фактом. Когда появились основания для оправдания? Если до суда, то зачем дело передали в суд. Если в суде, то почему прокурор не отказался от обвинения.
Почему рьяно обвинениям. Две причины.
Первая. Мы в плену стереотипа: «Направил дело в суд — надо добиться осуждения». Именно это подрывает правозащитную роль прокуратуры. Превращает в карательный орган в глазах населения. Отсюда и негатив в СМИ.
Вторая. На гособвинителя давит его руководитель. Ведь он поддержал арест, согласился с обвинением, направил в суд. То есть привязал себя к этому делу.
Ещё раз предупреждаю, не надо бояться обоснованных отказов от обвинения в суде. Наказанию подлежит виновный, а не тот, кто попал в поле нашего зрения. Каждый явный факт ошибки будет в Реестре «двоечников».
По гражданским делам.
В гражданском процессе прокурор не нужен. Стороны равны и ни у кого не должно быть привилегий в виде прокурорской поддержки.
Здесь сокращаем свое присутствие. По 26му шагу Плана нации участвуем в двух случаях:
а) защищаем тех, кто не может сам;
б) отстаиваем общество и государство.
По гражданам понятно. Это социально- уязвимая категория. Инвалиды, старики и дети.
Конституция обязывает защищать интересы государства в суде только прокуратуру.
Это важно. Особенно, когда дело касается экономической безопасности. ТОО «Каражыра» вывозило уголь его в Россию. Рентный налог не платило. Считало, что это не экспорт, так как продажа внутри Таможенного Союза.
Суды ВКО поддержали позицию ТОО. По нашему протесту Верховный Суд отменил это решение. Иначе государству пришлось бы вернуть недропользователям налоги за пять лет. А это свыше 3,5 триллиона тенге.
По исполнению наказаний.
По тюремному индексу позиция улучшается каждый год. Сегодня мы на 62 месте из 221. Это на уровне ведущих стран Европы. За полгода число заключенных снижено на 2,5 тысячи Сегодня менее 37 тыс. Закрыта колония в Каражале, еще 6 будут закрыты в этом году.
Это результат нашего проекта «10 мер по снижению тюремного населения». Вы его знаете.
Нерешенным вопросом остаются пытки. Ежегодно регистрируем 600 жалоб, каждая 6-ая подтверждается. За последние 1,5 года из-за пыток в колониях скончалось 4 человека.
Поэтому инициировали проект «Государство без пыток». Подключили все органы и НПО. Уже есть меры по исправлению ситуации.
Уважаемые коллеги! Как видите, нас ожидает много работы. Мы живем в сложное время. Мир столкнулся с глобальными вызовами. Самый страшный из них — терроризм. Президент поручил принять самые решительные меры для наведения порядка. Над этим мы и будем работать в первую очередь. Граждане должны быть уверены в нас. Их жизни, права, свободы всегда будут нашими главными приоритетами. Мы знаем, что делать для защиты граждан, общества и государства. Для этого у нас есть воля, силы и профессионалы.
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан
Урузгалиева Асель Елемесовна