В Казахстане стартовал второй этап информационно-разъяснительной работы по внедрению медстрахования

Астана, 28 июля 2016 г.

Сегодня Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова провела семинар-совещание с заместителями акимов регионов, гг. Астана и Алматы по вопросам внедрения обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС). В дальнейшем они расскажут об основных принципах ОСМС акимам городов и районов, руководителям территориальных государственных органов, которые, в свою очередь, будут информировать граждан. Таким образом, стартовал второй этап информационно-разъяснительной работы, проводимой Министерством здравоохранения и социального развития РК (далее — МЗСР), который предусматривает работу с широкими слоями населения по принципу «Регион, район, село».

Выступая на совещании Тамара Дуйсенова подчеркнула, что внедрение ОСМС позволит выстроить финансово-устойчивую систему здравоохранения РК по примеру развитых стран, повысить доступность медицинской помощи и расширить амбулаторно-лекарственное обеспечение, обеспечит солидарную ответственность государства и граждан за их здоровье. Кроме того, ОСМС будет способствовать внедрению новых технологий, повышению качества медуслуг за счет развития конкуренции между их поставщиками, росту зарплаты и профессиональному росту медработников.

Вице-министр Елжан Биртанов рассказал заместителям акимов о распределении функций между МЗСР РК, местными исполнительными органами и Фондом социального медицинского страхования (далее — ФСМС).

Так, в системе ОСМС министерство будет вырабатывать политику в области охраны здоровья; определять приоритеты и потребности в медицинских услугах, пакеты гарантированного объема бесплатной медпомощи (далее — ГОБМП) и ОСМС; утверждать тарифы на оказание медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС; осуществлять государственный контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения.

«На местные исполнительные органы возлагаются функции по обеспечению доступности всем гражданам медицинских услуг, развитию инфраструктуры и повышению эффективности поставщиков медуслуг в регионе, обеспечению оказания медицинской помощи в регионе через сеть организаций здравоохранения, участию в планировании объемов потребности медуслуг, обеспечению развития кадровых ресурсов здравоохранения. Совместно с территориальными департаментами Комитета контроля качества медицинской и фармацевтической деятельности акиматы будут принимать участие в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности», — сообщил Елжан Биртанов.

ФСМС будет осуществлять аккумулирование отчислений и взносов на ОСМС; формировать резервы и размещать свободные средства в финансовые инструменты через Национальный банк РК; планировать затраты на медицинскую помощь в системе ОСМС; закупать медуслуги по потребности населения; содействовать эффективности и рационализации структур оказания медицинской помощи; осуществлять мониторинг исполнения поставщиками медуслуг договорных обязательств по качеству и объему медпомощи.

В свою очередь Тамара Дуйсенова подчеркнула, что одна из основных задач местных исполнительных органов заключается в обеспечении готовности районных медорганизаций к участию в системе ОСМС, т.е.  больницы и поликлиники должны соответствовать минимальным стандартам при отборе ФСМС поставщиков медуслуг.
Как сообщалось ранее, первый этап информационно-разъяснительной работы проводился с 9 июня по 28 июля т.г.  для медицинских работников страны. За этот период специальные мобильные группы, в состав которых вошли видные деятели системы здравоохранения и руководители территориальных департаментов Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК, управлений здравоохранения регионов, гг. Астана и Алматы провели более 400 встреч и семинаров для медицинской общественности республики. В общей сложности было охвачено свыше 38,3 тысяч медработников, в том числе 3445 руководителей 957 медорганизаций.

Напомним, в Казахстане будет внедрена система медстрахования, разработанная с учетом передового международного опыта, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население.

Работодатели — за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах — за себя.

Государство сохраняет за собой право обеспечивать граждан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи (далее — ГОБМП): оказание медпомощи при социально значимых заболеваниях, неотложных состояниях, скорая медпомощь, санитарная авиация и вакцинация.

В целях обеспечения всеобщего права на охрану здоровья до 2020 года незастрахованным гражданам в рамках ГОБМП будет предоставляться амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением.

В рамках ОСМС будет предоставляться: амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением застрахованным гражданам, стационарная медпомощь, высокотехнологические медицинские услуги, стационарозамещающие технологии, долгосрочный сестринский уход.

Кроме того, граждане, при участии в добровольном страховании, могут получить медицинские услуги, непредусмотренные системой ОСМС, на основании договора, заключенного с частными страховыми компаниями.

Действующим законодательством предусмотрено, что работодатели и самозанятые граждане начнут осуществлять отчисления в Фонд социального медицинского страхования (далее — ФСМС) с 1 января 2017 года, государство — с 1 июля 2017 года.

Ставка взносов государства за граждан особых категорий составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года — 7%.

Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года -5%.

Ставка взносов самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) составит 7% от дохода. При этом 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года — 7%.

Наемные работники начнут осуществлять отчисления с 2019 года — 1% от дохода, с 2020 года — 2%.

От уплаты взносов в Фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан, 12 из них - социально-уязвимые слои населения, а также военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов.

К социально-уязвимым слоям населения относятся:
— дети;
— многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алка», «Куміс алка» и получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
— участники и инвалиды ВОВ;
— инвалиды;
— лица, зарегистрированные в качестве безработных;
— лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
— лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
— лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
— неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста 3 лет;
— пенсионеры;
— лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях УИС, за исключением учреждений минимальной безопасности;
— лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Необходимо отметить, что объем оказываемой медицинской помощи в рамках ОСМС не будет зависеть от суммы взноса в ФСМС. Достаточно того, чтобы эти отчисления производились регулярно.

В соответствии с уже действующей в Казахстане практикой предлагается контроль за поступлениями в ФСМС закрепить за Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК.

По прогнозам экспертов, в результате введения ОСМС значительно повысится уровень оказания медицинской помощи в стране, также появится возможность увеличить заработную плату врачам. Больницы смогут приобретать высококлассное оборудование и дорогие медикаменты. ОСМС позволит человеку пройти обследование и, в случае необходимости, получить лечение, не выделяя на эти цели наличные средства из своего бюджета.

Также на совещании были рассмотрены вопросы социального обеспечения граждан, реализации проекта «Орлеу» и программы «Дорожная карта занятости 2020» (далее — «ДКЗ 2020»).

Вице-министр Светлана Жакупова напомнила, что с 1 июля 2017 года изменяется порядок назначения базовой пенсионной выплаты (ее размер будет зависеть от стажа участия в пенсионной системе), а с 1 января 2018 года вводится новая условно-накопительная компонента пенсионной системы за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя.

Таким образом, пенсионные выплаты граждан будут состоять из следующих частей:
— базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;
— пенсионной выплаты лицам, имеющим трудовой стаж не менее 6 месяцев на 1 января 1998 года;
— пенсионных выплат из ЕНПФ за счет индивидуальных 10% обязательных пенсионных взносов работника, дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов (занятым во вредных (особо вредных) условиях труда) (с 2023 года);
— добровольных пенсионных накоплений.

Данные меры обеспечат соответствие пенсионного обеспечения граждан международным стандартам и рекомендациям Международной организацией труда (размер пенсии должен быть не менее 40% от величины зарплаты).

Вместе с тем, с 1 января 2018 года устанавливается новый порядок оказания адресной социальной помощи (далее — АСП) для семей, имеющих доходы ниже 50% прожиточного минимума на каждого члена семьи, с условием обязательного участия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости, которая будет предоставляться взамен ныне действующих:

— специальных государственных пособий (далее — СГП) многодетным семьям;
— государственных детских пособий до 18 лет для малообеспеченных семей;
— адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам.

АСП в новом формате будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь.

Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется.

Обусловленная денежная помощь будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.

«С 2014 года новые подходы оказания социальной помощи были апробированы в Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях, где был внедрен пилотный проект Орлеу, предусматривающий оказание обусловленной денежной помощи для лиц, заключивших социальный контракт. С 1 июля 2015 года аналогичные региональные пилотные проекты были запущены в 38 районах и городах, в них приняли участие 20,2 тыс. человек. Реализация проекта способствовала увеличению среднедушевого дохода его участников более чем в 2 раза; вовлечению порядка 90% трудоспособных участников в меры содействия занятости; сокращению получателей адресной социальной помощи и госпособий на детей до 18 лет в целом по стране на 31,8%  и 2,1%  соответственно. С этого года пилотный проект реализуется во всех регионах страны (132 города и района). На эти цели в республиканском бюджете предусмотрено 1,4 млрд. тенге. Необходимо активней вовлекать людей в участие в проекте Орлеу, т.к.  он является эффективным инструментом для сокращения бедности среди населения», — подчеркнула Светлана Жакупова, обращаясь к замакимам.

Она также отметила, что местным исполнительным органам необходимо обеспечить доступ к единому объему специальных социальных услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В свою очередь Вице-министр Биржан Нурымбетов говоря о ходе реализации программы «ДКЗ 2020», рекомендовал местным исполнительным органам взять на жесткий контроль проведение конкурсов на строительство и ремонт объектов в рамках первого направления программы, предусматривающего обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Вице-министр также посоветовал сотрудникам управлений координации занятости и социальных программ и центром занятости населения активизировать работу по вовлечению молодежи в «ДКЗ 2020» с применением новых инструментов:

— для не поступивших абитуриентов, нетрудоустроенных выпускников и безработной молодежи предусмотрено обучение компьютерной грамотности, основам предпринимательства, английскому языку (без обязательств по трудоустройству).
— для выпускников ВУЗов и колледжей, испытывающих проблемы с местом первого трудоустройства, в рамках третьего направления «ДКЗ 2020» будет расширен компонент «Молодежная практика» с увеличением размеров заработной платы с 38 до 53 тыс. тенге.
— для абитуриентов, не сумевших пройти пороговый уровень будет предусмотрено обучение рабочим специальностям по заявкам работодателей, включая обучение в другом регионе с соответствующей оплатой проезда в оба конца.

В завершение совещания Тамара Дуйсенова подчеркнула, что местным исполнительным органам необходимо обеспечить участие непродуктивно самозанятых граждан и лиц, трудоустроенных в рамках «ДКЗ 2020», в пенсионной системе, а в будущем — в системе ОСМС.

Министерство здравоохранения и социального развития РК

Телефон +7 (717) 74-35-00
m.press@mzsr.gov.kz
mzsr.gov.kz