Доклад заместителя Генерального Прокурора Андрея Кравченко на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по профилактике правонарушений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Астана, 11 ноября 2016 г.
Уважаемые коллеги!
На эти вопросы мы попытались найти ответы.
Ознакомились с мировым опытом и научными исследованиями. Оказалось, что природа этих преступлений до конца не изучена. Универсальных методов и способов противодействия им нет, в разных странах все по-разному.
Единым является то, что выработка мер по предупреждению таких преступлений основывается на двух подходах:
1. Прогноз действий потенциального преступника
2. Защита потенциальной жертвы
Первый подход более точечный, поэтому эффективный.
Однако он очень трудный, требует многочисленных научных исследований в области психиатрии и социологии.
Поэтому наибольшее распространение имеет второй подход, когда превентивные меры вырабатываются вокруг потенциальной жертвы.
Мы провели анализ ситуации в Казахстане.
Изучили сотни приговоров и уголовных дел. Проверили работу госорганов, акиматов и полиции. Разобрали каждое преступление, начиная с 2015 года.
В результате выработали ряд практических мер, исходя из двух вышеназванных подходов.
Первое направление. Работа с лицами, осужденными за половые преступления.
Сейчас в отношении совершившего такое преступление лица не проводится специальных исследований. Не изучается, как протекало его детство, были ли психологические травмы, факты насилия.
Выясняется лишь, вменяем он или нет.
В то время как в зарубежных странах такой преступник обследуется всесторонне, составляется его подробный психопортрет. Исходя из этого, определяют: как его лечить, как контролировать и можно ли вернуть в общество.
У нас же ничего такого нет.
Сейчас у нас в тюрьмах сидят 1229 насильников. И с ними какая-либо понятная, осмысленная профилактическая работа не проводится.
А ведь рано или поздно они выйдут на свободу.
В этой связи предлагается следующее.
Во-первых, каждый совершивший такое преступление должен проходить специальное психиатрическое обследование на предмет выявления сексуальных отклонений. По результатам должна составляться программа лечения и рекомендаций на период отбытия наказания.
Во-вторых, такое же обследование должно проводиться в отношении освобождаемых лиц.
Это нужно для определения степени его опасности, необходимости продолжения медикаментозной профилактики (химической кастрации) и выбора режима пробационного контроля.
В-третьих, ввести особый порядок осуществления пробационного контроля за лицами, осужденными за половые преступления. Это более частые посещения, дополнительные ограничения и запреты.
Второе направление.
Профилактика вокруг жертвы.
Люди часто не готовы открыто заявлять о сексуальном насилии.
Это связано с тем, что преступниками не редко являются знакомые лица (69%), в т.ч. отцы, отчимы, братья и другие родственники (27%).
К примеру, в ноябре 2015 года прокурорами ЗКО в ходе инициативных обходов и бесед установлена учащаяся 6 класса, которая ранее неоднократно подвергалась насилию, в том числе сексуальному, со стороны отца.
Девочка решилась рассказать об этом только потому, что она жила в интернате, то есть вне семьи.
В Алматинской области прокурорами установлена 14-летняя девочка, которую длительное время неоднократно насиловал супруг ее сестры.
Жертвы и их семьи предпочитают «не выносить сор из избы», боясь остаться без кормильца, средств к существованию, «крыши над головой».
Либо просто опасаются позора и осуждения.
Кроме того дети наиболее подвержены страхам, стыду и не в состоянии давать произошедшему объективную оценку.
Отсюда высокая латентность этих деяний. Это приводит к безнаказанности и, следовательно, новым преступлениям.
Нет возможности понять масштабы проблемы и выработать адекватные меры реагирования.
Поэтому важно выявлять каждый такой факт.
Для этого, во-первых, предлагаем с согласия родителей провести акцию по медосмотру всех детей. Цель — выявление признаков насилия.
В последующем такие осмотры должны проводиться ежегодно. Это станет сдерживающим фактором для насильников из близкого окружения: отчимов, братьев, соседей и др. Из-за страха быть разоблаченным, возможно, они откажутся от своих намерений.
Во-вторых, еще одним способом выявления преступлений могут стать такие движения как «Не молчи!». Инициатор — Динара Смаилова присутствует в зале.
Она через соцсети рассказала свою историю и призвала другие жертвы тоже не молчать. Это движение набирает обороты, люди в ответ начали делиться своими историями.
Подобные акции широко распространены в развитых странах.
Суть в том, чтобы на примере других людей побудить жертву и родителей открыто заявить о насилии.
Призываем госорганы, общественников и правозащитников поддержать это движение.
В-третьих, мировой опыт показывает, что везде, во всех странах для выявления жертв сексуального насилия привлекаются учителя.
Ведь именно они ежедневно общаются с детьми и могут уловить изменения в поведении ребенка.
Их обучают навыкам распознавания признаков насилия, им объясняют куда в таких случаях обращаться и как помочь ребенку.
Мы предлагаем Минобразования в 1 квартале 2017 года обучить этой методике 300 педагогов из всех районов и городов страны. В последующем они сами станут тренерами для остальных учителей.
В-четвертых, использовать возможности Интернета для раннего выявления потенциальных преступников.
В США в 2013 году ФБР в течение двух недель на контролируемом порносайте выявило свыше 5 тысяч педофилов.
У нас же таких результатов нет.
Хороший опыт имеется в Норвегии. Там на большинстве сайтах есть ссылка — «красная кнопка». Если в сети ребенок сталкивается с подозрительными попытками знакомства и обхаживания, он нажимает на эту «кнопку». Открывается страница Национальной службы уголовного розыска, где он может оставить сообщение о домогательстве.
Предлагаем МВД перенять практику этих стран.
В-пятых, по инициативе Уполномоченного по правам ребенка создается единый Call-center с номером 111.
Предлагается довести до сведения каждой семьи указанный номер, по которому можно обратиться за защитой.
Отдельным блоком нужно выделить адресную работу с подростками.
Больше половины (58%)рассматриваемых преступлений это случаи добровольных половых отношений с лицом, не достигшим 16-ти лет (ст.122 УК).
Многие из них даже не знали, что совершают преступление!
Предлагаем провести серию лекций в онлайн режиме среди подростков и молодежи по разъяснению уголовной ответственности за указанное деяние.
Мы разработали типовые рекомендации, памятки и советы для родителей и детей. Образцы в раздаточном материале. Планируем вручить их через школы, колледжи и ВУЗы каждому учащемуся.
И эту работу следует проводить постоянно.
Третье направление. Создание специальных следственных подразделений.
О некачественном расследовании свидетельствуют 238 отмен прокурорами решений о прекращении и 80 — о прерывании сроков (за 2015 и 9 мес. 2016г.).
К примеру, в СКО по делу Шульжик В., который длительное время насиловал несовершеннолетнюю падчерицу, неоднократно принимались решения о приостановлении и прекращении дела.
Факт насилия выяснили педагоги интерната, куда девочку отправили учиться и жить вне семьи.
Девочка рассказала, что все началось еще 2011 году и потом неоднократно продолжалось.
Следователи из-за давности не нашли прямых улик. Отчим всё отрицал. Дело прекратили.
Прокуроры отменили это решение.
Полиция вновь принимает отказное решение, но уже о приостановлении за неустановлением лица.
И так продолжалось 2 года, пока по настоянию прокуроров не были проведены соответствующие экспертизы, очные ставки, дополнительно опрошена мать, которая дала правдивые показания.
Необходимые доказательства были собраны меньше чем за 2 месяца!
Приговором суда Шульжик В. осужден к 17 годам лишения свободы.
Очевидно, что при расследовании таких преступлений особое значение имеет опыт следователя. А еще лучше — специализация, наличие специальных познаний в психологии, тактике и методике ведения таких дел.
Поэтому с учетом международного опыта предлагаем МВД рассмотреть вопрос создания специализированных подразделений по расследованию половых преступлений.
Четвертое направление. Реабилитация жертв.
В стране нет специализированных центров по реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся сексуальному насилию.
Обучение и подготовка специалистов такого профиля тоже не ведется.
Соответственно, сейчас все пострадавшие дети лишены какой-либо помощи и поддержки. Есть риски, что эти травмы могут спровоцировать у них серьезные психические отклонения. Им будет сложно обрести друзей, создать семью и воспитать собственных детей.
Нам нужно построить целостную систему реабилитации. Она должна включать в себя: медицинскую, психологическую, социальную, правовую помощь, подготовку и переподготовку специалистов.
А пока предлагаем Минздраву совместно с акиматом столицы проработать создание в качестве «пилота» Центра поддержки и реабилитации детей — жертв сексуального насилия.
ЮНИСЕФ готов оказать консультативную помощь.
В целом весь комплекс предлагаемых мер детально изложен в Дорожной карте Проекта «Защитим детей вместе!». Он состоит из 44 пунктов по 4 направлениям.
Мы направим Проект на согласование госорганам и после приступим к его исполнению.
Доклад окончен.
Благодарю за внимание!
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан
Урузгалиева Асель Елемесовна