О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности»

Алматы, 2 декабря 2016 г.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности» (далее — проект Закона) разработан в целях реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года No954, Программы по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года No1378, а также в рамках исполнения проекта Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2017 год.

Целями разработки законопроекта являются:
— совершенствование и приведение действующего законодательства Республики Казахстан в соответствие с международной практикой;
— создание эффективного механизма защиты прав потребителей финансовых услуг, способствующего повышению доверия физических лиц к поставщикам страховых услуг.

Современный этап развития экономики нашей страны, вхождение ее в мировую систему, вступление во Всемирную торговую организацию, а также процессы глобализации ставят перед страховой отраслью новые цели и задачи.

Недостаточное развитие страхования в Казахстане обусловлено многими факторами, в том числе отсутствием экономических стимулов для приобретения продуктов страхования, ограниченностью предлагаемых страховыми компаниями услуг, отсутствием доступного и качественного сервиса, отсутствием доверия со стороны населения к страхованию.

В этой связи требуется комплексный пересмотр законодательных актов Республики Казахстан, регламентирующих деятельность страховых организаций по добровольному, обязательному страхованию, а также по развитию инфраструктуры страхового рынка.

В системе обязательного страхования требуется решение сложившихся проблем, препятствующих ее устойчивому развитию, в том числе:
— внедрение механизма онлайн-страхования в целях обеспечения доступности страховых продуктов для населения и развития прямых продаж по обязательным классам страхования, тем самым стимулируя переход страховых агентов в добровольные классы страхования;
— дальнейшее развитие системы обязательного страхования, позволяющего определять условия страхования не законом, а соглашением сторон с учетом оценки рисков и потребностей клиентов;
— пересмотр системы страхования рисков туриста с целью его защиты при выезде за рубеж;
— обеспечение прозрачности деятельности страховых агентов по договорам страхования, в том числе раскрытие сведений о страховом агенте и наличии комиссионного вознаграждения в договоре страхования.

По добровольному страхованию необходимо принятие следующих мер:
— стимулирование развития продуктов накопительного страхования жизни и их поддержка через систему налогообложения, применяемую в практике развитых стран, что в свою очередь увеличит количество страхователей по накопительному страхованию жизни и тем самым обеспечит рост налоговых поступлений в бюджет;
— дальнейшее развитие пенсионного аннуитетного страхования путем расширения страховых продуктов с учетом интересов вкладчиков.

По развитию инфраструктуры страхового рынка необходимо следующее:
— совершенствование механизма гарантирования страховых выплат по обязательным и иным социально значимым классам страхования;
— расширение сферы деятельности страхового омбудсмана по досудебному урегулированию по всем классам страхования, что позволит ускорить процесс урегулирования страховых выплат без обращения клиента в судебные органы;
— формирование эталонной базы данных по договорам страхования, содержащей достоверную и полную информацию для страховщиков, страхователей и государственных органов;
— развитие актуарной деятельности с формированием профессионального объединения актуариев в форме саморегулируемой организации.

Принятие законопроекта повлечет позитивные правовые и социально-экономические последствия, будет способствовать развитию страхового рынка, приведет к росту доверия со стороны клиентов страховых организаций, а также повышению эффективности правового регулирования его участников.

Социальные последствия заключаются в более высокой степени обеспеченности защиты имущественных и личных неимущественных прав физических и юридических лиц при заключении договоров страхования, обеспечении доступности страхования для населения и бизнеса, повышении конкурентоспособности страхового рынка.

Национальный Банк Республики Казахстан

Телефон +7 (727) 270-45-85
press@nationalbank.kz
www.nationalbank.kz