Участие в заседании Рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти
Астана, 24 января 2017 г.
В ходе заседания Глава государства отметил, что вопрос перераспределения полномочий между ветвями государственной власти является последовательным и закономерным этапом развития республики.
— Реализация одной из пяти институциональных реформ, предложенных мной, предполагает наделение Правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики. При этом в компетенции Президента будут оставаться основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями государственной власти, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства обратил внимание на снижение количества полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции Президента Казахстана.
— К примеру, полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в Правительстве, создания новых органов управления могут быть переданы в компетенцию Правительства и Парламента, — отметил Нурсултан Назарбаев.
Также Президент Казахстана подчеркнул необходимость действенного усиления роли Парламента в системе государственного управления.
— В наших условиях Правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль Парламента в отношении Правительства по многим вопросам, — подчеркнул Глава государства.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев отдельно остановился на вопросах ответственности государственных органов за проводимые реформы и их успешную реализацию.
Руководитель Рабочей группы доложил Главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти.
— В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям.
Первое. Это предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий Главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом, предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства.
Второе. Верховным Судом и Генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию. Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений.
Третье. Рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Активность в этом вопросе проявили представители депутатского корпуса, научно-экспертного сообщества. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий Парламента и его палат, в том числе при формировании Правительства. Также предложено усилить подотчетность Правительства перед Парламентом и его палатами.
Кроме того, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности Правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций Верховного Суда и определении требований, предъявляемых к судьям. Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля.
Таким образом, на Ваше рассмотрение вносятся базовые подходы, предполагающие перераспределение законодательно установленных полномочий без изменения Конституции.
Также выработаны и вносятся на Ваше рассмотрение подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные, прежде всего на расширение полномочий Парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности Правительства, — сказал А.Джаксыбеков.
Член Рабочей группы З.Федотова отметила конструктивный характер представленных поправок.
— Мы передаем в основном организационно-исполнительные функции, которыми должно обладать Правительство. Это теперь и ответственность Правительства.
В части деятельности Парламента, мы видим, что Мажилис в основном наделяется полномочиями по согласованию, — сказала профессор Академии государственного управления.
Наряду с этим, членом Рабочей группы М.Бекетаевым был представлен проведенный Правительством анализ по определению норм, закрепляющих полномочия Президента.
— Были проанализированы 11 конституционных законов, 20 кодексов и 298 законов. Нормы, которые устанавливают полномочия Президента, содержатся в 11 кодексах и 80 законах. Правительством совместно с рабочей группой выработаны 32 предложения по перераспределению полномочий Главы государства.
Данные предложения предполагают внесение изменений в законы, не требуя изменений Конституции, — подчеркнул Министр юстиции.
Также, Председатель республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов» отметил, что во всех филиалах идет обсуждение на основе проведенного анализа.
— Юридическая общественность поддерживает проводимые реформы, отмечая их актуальность и своевременность, — сказал Р.Мукашев.
На заседании также выступили другие члены Рабочей группы.