Приветствие Главы Казахстанского Митрополичьего округа организаторам и участникам Международной конференции «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения»
Астана, 13 февраля 2017 г.
10 февраля 2017 года в Астане по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начала работу Международная конференция «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения».
Глава Казахстанского Митрополичьего округа направил приветствие организаторам и участникам форума.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры! Уважаемые участники и гости конференции!
Приветствую участников Международной конференции «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения», собравшихся в столице Казахстана — Астане в духовно-культурном центре Казахстанского Митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия.
На протяжении всей своей многовековой истории Православная Церковь осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную миссию среди заключенных, помня слова Спасителя, сравнившего такое попечение со служением Самому Себе: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36) и выполняя наказ апостола Павла: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах» (Евр. 13:3). Каждому верующему во Христа свойственно проявлять беспокойство и заботу о нуждах братьев и сестер, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и особо об их духовно-нравственном исправлении, их ибо, по слову Евангелия, Господь пришел «призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк.5:32).
Уже I Вселенский собор в 325 году учредил институт Procuratores Pauperum, члены которого должны были посещать тюрьмы, ходатайствовать об освобождении невинных, облегчать участь виновных, снабжать узников пищей, одеждой и всеми мерами судебной защиты, но главное — принимать меры к их нравственному исправлению.
В Российской Империи православные священники накопили богатейший опыт морально-нравственного воспитания осужденных в острогах и тюрьмах. Например, православный священник Иосиф Фудель в течение 15 лет, с 1892 по 1907 гг., был духовником осужденных Бутырской тюрьмы. Остались богатые материалы: его собственные записки, воспоминания его сына Сергея Иосифовича Фуделя, его письма об этих трудах и целая подборка писем заключенных о нем и его работе на этом поприще.
В силу исторических обстоятельств и изменения структуры общественной жизни, в современных условиях мы не можем в полной мере использовать дореволюционный опыт пастырского попечения о заключенных. Но при изменении внешних условий данного направления церковной деятельности задачи душепастырского попечения о заключенных остались прежними. В решениях Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года обращается особое внимание на служение в пенитенциарных учреждениях. «Возрождение душепопечения о заключенных становится важнейшим направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии». По слову приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, «результаты такого служения Церкви будут благотворно влиять как на внутреннюю жизнь заключенного, так и на оздоровление общества в целом». В одном из значимых и авторитетных церковных документов современности — Основах социальной концепции Русской Православной Церкви — особо подчеркивается необходимость духовного окормления заключенных: «Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь должна устроить там храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения, распространять духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного нахождения».
Хотел бы напомнить участникам международной конференции мудрое высказывание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Тюремный срок — это испытание для человеческой личности. Никто не выходит из тюремной камеры таким же, каким он в нее вошел. Это огромный вызов для души человека. Но в то же время и очень большой шанс, данный Богом. Тюрьма способна сломать и искалечить человека, ввергнуть его в бездну отчаяния, но она способна и преобразить его, возродить к новой жизни. И Церковь приходит в тюрьму именно за тем, чтобы не дать узникам пойти по первому, губительному для них пути».
Долг нашей совести предпринять все возможные усилия к тому, чтобы места заключения не разрушали человеческой личности. Заслуженно или по ошибке попал человек за решетку у него всегда остаются определенные права, и, конечно же, право на общение с Богом в соответствии с тем религиозны выбором, который он делает, право на молитву, на чтение Священного Писания, на встречу со священнослужителем.
Духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в условиях тюремной изоляции приобретает еще большее значение в силу целого ряда обстоятельств. И прежде всего, благодаря психотерапевтической, компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния. Не случайно понятие «пенитенциарное учреждение» происходит от латинского слова «penitencia» — «покаяние». В условиях изоляции от общества происходит наиболее обостренное восприятие основных смыслообразующих вопросов: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, греха и раскаяния и т.д.
Обсуждая вопросы духовно-нравственного попечения заключенных необходимо помнить, что каждая из категорий отбывающих наказание требует отдельной пастырской работы. Так забота о нравственном здоровье подростков, находящихся в колониях для малолетних, или о беременных матерях за решеткой, порой сильно отличается от окормления осужденных, отбывающих пожизненный срок за тяжкое преступление. О каждой из этих категорий мы должны заботиться особо, а поэтому необходимо продолжать разработку конкретных индивидуальных концепций и подходов.
Стоит также остановиться и на проблеме духовного окормления сотрудников пенитенциарных учреждений, по долгу службы вынужденных постоянно находиться в тесном контакте с заключенными. Ежедневное пребывание с трагедией разбитых и искалеченных судеб, нахождение в агрессивной и озлобленной среде не может не отражаться и на их духовном состоянии. Такое состояние они несут своим близким и родным, в свои семьи. И здесь не обойтись без пастырской помощи и внимания к своему духовному состоянию. Нельзя даже в таких сложных условиях работы позволить себе стать черствым и равнодушным к чужому горю, нельзя забывать, что лица, находящиеся по ту сторону решетки — такие же люди, пусть и оступившиеся, и даже совершившиеся тяжкие преступления, но все они являются чадами Божиими, спасения и раскаяния которых ждет Господь. На работниках исправительных учреждений лежит нелегкий труд перевоспитания заблудших, исправления оступившихся, искоренения в их душах злобы и порока.
Воплощая в жизнь эти принципы, проявляя деятельное попечение о тех, кто находится в исправительных учреждениях, Православная Церковь в Казахстане, начиная с 90-х годов организует в исправительных учреждениях нашей страны духовно-просветительское служение среди заключенных, и на этом поприще были достигнуты определенные положительные результаты.
Республика Казахстан является светским государством, но традиционные религии, и в первую очередь Ислам ханафитского мазхаба и Православное христианство, в жизни общества занимают особое положение, что отмечено в преамбуле конституционного Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и, в ставших хрестоматийными, словах главы государства Н.А. Назарбаева, именующих мирный Ислам и Православие «двумя столпами» и «двумя духовными крыльями» Казахстана. Отрадно, что уважительное отношение руководства страны к Православной Церкви и Исламу ханафитского мазхаба, дает возможность в существующих ныне условиях совершать служение в местах лишения свободы.
При этом следует отметить, что в Казахстане духовное попечение о заключенных имеет некоторые особенности, определенные законодательством Республики. В соответствии с юридическими нормами в пенитенциарных заведениях страны не могут на постоянной основе создаваться храмы или молельные комнаты. Православным священнослужителям и представителям Духовного управления мусульман Казахстана по предварительной договоренности с руководством мест лишений свободы и с разрешения Комитета уголовно-исполнительной системы предоставляются помещения для проведения встреч с заключенными.
Президент Республики Казахстан, многоуважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев, в своем выступлении обозначил острую актуальную проблему: «Террористическая угроза стала реальностью и для Казахстана. (…) Все говорит о том, что отсчет второй четверти века независимости мы начнем в не очень хорошее, сложное время». Сегодня экстремизм и его наиболее опасная форма — терроризм, приобрели отчетливые контуры системной международной организованной преступной деятельности, способной проникать во все сферы общественной жизни, в том числе и в места лишения свободы. Поэтому, одним из главных предметов обсуждения в ходе настоящей конференции, кроме общих вопросов тюремного служения представителей традиционных религий Казахстана — Ислама и Православного христианства, должно стать рассмотрение методов противодействия прозелитизму и вербовке в местах лишения свободы адептов экстремизма и терроризма, а также рассмотрение дальнейших перспектив взаимодействия Церкви с государственной системой исполнения наказаний.
Полагаю, что имеющийся большой опыт Российской стороны в проведении подобных международных конференций, итоговые документы и материалы уже состоявшихся форумов, станут ценным методическим подспорьем как для учреждений и органов, исполняющих наказания, так и для Казахстанского Митрополичьего округа и других традиционных религий Казахстана. Уверен, что полученные в результате нашей общей работы рекомендации и предложения послужат дальнейшему развитию отношений между Комитетом уголовно-исполнительной системы Республики, Министерством по делам религии страны, Русской Православной Церковью и Духовным управлением мусульман Казахстана.
Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, эффективного взаимодействия и Божией помощи в этом благом деле.