Расширенное заседания коллегии Министерства образования и науки РК
Астана, 24 февраля 2017 г.
Дошкольное воспитание и обучение
Функционируют 9 410 дошкольных организаций (4915 детсадов и 4495 мини-центров). Контингент 807,2 тыс. детей.
Охват от 1 года до 6 лет — 64,1%, от 3 до 6 лет — 85,8%.
Самые высокие показатели охвата дошкольным образованием в Павлодарской (100%), Западно-Казахстанской (100%), Костанайской (100%), Восточно-Казахстанской (100%), Кызылординской (98,9%), Северо-Казахстанской (98%), Акмолинской (97,9%), Актюбинской (95,8%) областях.
За предыдущие 3 года государство построило 186 детских садов (на 1 октября 2016 года) на 40 тысяч мест, частный сектор открыл более 1 300 детсадов на 100 тысяч мест. Больше всего открыто частных садов в Южно-Казахстанской (397), Алматинской (221), Кызылординской (181) областях.
С 1 сентября 2016 года во всех дошкольных организациях республики внедрена обновленная типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения.
Разработана система индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста.
Для родителей детей от 1 до 6 лет, не посещающих дошкольные организации, организовано дистанционное обучение.
Общее среднее образование
Функционируют 7 450 школ. Контингент — 2,9 млн. детей.
Малокомплектных школ (далее — МКШ) — 3 036.
Дефицит ученических мест — 55 166.
В 2016 году введены 103 школы.
Для поддержки МКШ функционируют 160 ресурсных центров (опорных школ), 496 магнитных школ.
Функционирует 21 Назарбаев интеллектуальная школа.
С сентября 2016–2017 учебного года все 1-классники обучаются по обновленному содержанию образования.
Предусмотрен график перехода на обновленное содержание с 2016 года — 1 классов, с 2017 года — 2, 5, 7 классов, с 2018 года — 3, 6, 8, 10 классов, с 2019 года — 4, 9, 11 классов.
Введены Единые базовые учебники для 1 класса, при этом впервые учебники размещены в электронном формате онлайн. Учебниками обеспечены 100% детей.
Одновременно идет переход на 5-ти дневную учебную неделю.
В школах трудятся 275,3 тысяч педагогов (в т.ч. с высшим образованием — 250,4 тысяч (90,9%), с техническим и профессиональным образованием — 24,8 тысяч (9%), со средним образованием — 129 (0,1%) с высшей категорией — 56,2 тысяч (20,4%), с первой — 83,4 тысяч (30,3%).
За 2016 год краткосрочные курсы повышения квалификации в рамках обновления содержания начального образования прошли 74 тыс. учителей.
Разработана новая методика обучению казахскому языку.
Создан Консорциум по обучению английскому языку. В 2016 году около 3000 педагогов прошли языковые курсы, свыше 18 тысяч школьников обучились в языковых лагерях.
В свыше 3 тыс. школах созданы условия для инклюзивного образования, с охватом более 47 тыс. детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста.
С 1 сентября 2016 года в 1–11 классах продолжается апробация подушевого финансирования среднего образования в 63 пилотных школах в 5 регионах (Актюбинской, Акмолинской, Алматинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях) с учетом нормирования образовательной среды.
В международных исследованиях по оценке образовательных достижений, учащихся TIMSS и PISA казахстанские школьники заняли 7-е место в TIMSS-2015, опередив США, Англию, Германию, Австралию и другие государства, 44-е место среди 72 стран мира по PISA-2015.
В 2016 году ЕНТ проведено в 165 пунктах, в которых участвовало 84 тысяч (96,6%) абитуриентов из числа подавших заявление. Средний балл по республике — 81,2.
С этого года будут проводиться две процедуры:
1. Итоговая аттестация — как выпускной экзамен для всех учащихся 11 классов;
2. Единое национальное тестирование — как вступительный экзамен для поступления в вузы или получения государственного гранта.
При этом структура и содержание тестовых заданий будут разработаны с учетом требований к будущей специальности. Кроме того, данное ЕНТ можно будет сдавать несколько раз в год.
С января 2017 года функционирует Республиканский банк данных (РБД) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.
По состоянию на январь 2017 года в РБД зарегистрировано 28,4 тысяч детей и 1 400 лиц, желающих принять их в семьи.
Организован подвоз в 1539 населенных пунктах, где отсутствуют организации образования для 22,3 тысяч (97,8%) школьников (2015 г. — 24,9 тысяч (91%)). Ежедневно подвоз обеспечен для 19,2 тысяч, еженедельно — 3,1 тысяч. Потребность в автотранспорте для подвоза детей составляет 186 ед.
Горячее питание организовано в 6071 (86,9%) (в 2015 г. — 6082 (86,3%)) школе для 94,3% или 2,6 млн. детей.
В 2016 г. бесплатным питанием обеспечены 255 тысяч (100%) обучающихся из малообеспеченных семей (в 2015 г. — 248 тысяч (100%)).
Начато массовое внедрение цифрового контроля образования.
Подключены к Интернету — 7028 школ, из них в 2016 году — 1401 школа.
В 2016 году в 4 тыс. школах внедрен электронный дневник.
Системой пользуются 174 тыс. учителей, 1,4 млн. учащихся или 42% и 854 тыс. родителей.
С сентября 2016 года выставлено 64,5 млн. оценок, выдано 9,6 млн. домашних заданий. Электронный дневник внедряется в рамках ГЧП и стоит государству 0 тенге.
До конца следующего учебного года (май 2018 г.) планируется полностью перейти на цифровой контроль и электронную отчетность.
Техническое и профессиональное образование (ТиПО)
Функционирует 817 колледжей (2015 г. — 807), из них 473 — государственные, 344 — частные. Контингент — 489,1 тыс. чел. (2015 г. — 499,5). Средний расход на 1 обучающегося ТиПО в год — 351 тыс. тенге. Размер стипендии студентов ТиПО — 16 759 тенге.
В системе ТиПО работают 43,1 тыс. инженерно-педагогических работников.
Подготовлена нормативная и финансовая база проекта «Бесплатное ТиПО».
С 1 апреля начинается обучение безработных. С 1 сентября — обучение в колледжах по новому проекту. За пять лет бесплатным ТиПО будет охвачено 674 тыс. человек.
Разрабатываются новые подходы в обновлении содержания образовательных программ ТиПО.
Холдингом «К?сіп?ор» проведена работа по переводу и тиражированию 100 единиц зарубежной учебной литературы и учебно-методических пособий.
Обновлены 65 типовых учебных планов и программ, разработаны 8 образовательных программ.
3600 человек, из них 402 руководители учебных заведений ТиПО прошли курсы повышения квалификации по новым образовательным программам НАО «Холдинг Касіпкор».
Дуальное обучение внедрено в 421 колледжах с участием 2433 предприятий с охватом более 27 тыс. студентов.
Высшее и послевузовское образование
Функционирует 130 вузов (национальных — 10, государственных — 31, негражданских — 14, АОО — 1, международный — 1, акционированных — 18, частных — 54, Верховный суд — 1).
Контингент обучающихся — 512,7 тысяч чел. (в т.ч. бакалавриат — 477,1 тысяч, магистратура — 32,9 тысяч чел., докторантура — 2,7 тысяч чел.)
Госзаказ на подготовку специалистов с высшим образованием составляет 31,7 тысяч грантов, из них по программе «Серпін» —-
3,2 тысяч грантов, в магистратуру — 7,4 тысяч мест, в докторантуру PhD — 628 единиц, из них 43 места для Назарбаев Университета.
Численность ППС — 38,2 тыс. чел. (из них доктора наук — 3,5 тыс. чел., кандидаты наук — 14 тыс., доктора PhD — 1562, по профилю — 175, остепененность ППС — 53%).
Подготовка кадров для проектов ГПИИР осуществляется в 11 базовых вузах. Госзаказ размещен в профильной магистратуре в 2015–2016 уч. году на 1900 мест, 2016–2017 уч. году — на 2800 мест.
Во всех госвузах созданы наблюдательные советы из 11 человек с участием акиматов, бизнеса, МОН и общественности. В 64 вузах действуют попечительские советы, в 28 — Наблюдательные советы.
Утверждено 48 новых инновационных, образовательных программ для 11 базовых вузов. Данные вузы оснащены современными 47 лабораториями.
В рейтинге лучших университетов мира QS в 2016 году было отмечено 8 казахстанских вузов.
Создаются службы внутреннего аудита. В 2016 году впервые с участием наблюдательных советов выбраны 5 ректоров госвузов. В первом полугодии 2017 года будут выбраны еще 6 ректоров.
На сегодняшний день обучение в рамках международной стипендии по программе «Болашак» проходят 1 265 стипендиатов. Большинство или 50 % (641 чел.) стипендиатов обучается в вузах Великобритании и Ирландии, 34 % (428 чел.) — США и Канады, 7 % (85 чел.) — странах континентальной Европы, 5 % (62 чел.) — Азии и Океании, 4 % (49 чел.) — Российской Федерации.
В государственной образовательной накопительной системе зарегистрировано 16,5 вкладов на сумму около 10,6 млн. тенге.
Наука
Сеть научных организаций — 392 (НИИ — 245, ВУЗы — 89, прочие — 58). Численность работников, занятого исследованиями — 24 735 чел.
Количество публикаций в международных рейтинговых журналах за 2016 год составило 3011 публикаций.
В рамках грантового финансирования реализуется 1581 научно-исследовательский проект, 70 научно-технических программ.
Проведено 2 заседания ВНТК, где одобрены 5 приоритетных направлений развития науки на 2017–2020 годы:
— «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии»;
— Научные основы Мангілік Ел (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук);
— «Энергетика и машиностроение»;
— «Рациональное использование природных, в том числе водных ресурсов, геология, переработка, новые материалы и технологии, безопасные изделия и конструкции»;
— «Наука о жизни и здоровье».
Финансирование образования и науки
Финансирование из РБ по Министерству образования и науки в 2016 году — 493,3 млрд. тенге, в 2015 году — 413,6 млрд. тенге. Освоение за 2016 год — 99,5%, за 2015 год — 99,9 %.
Из них в 2016 году выделено:
Образование — 456,9 млрд. тенге (в 2015 году — 380,6 млрд. тенге).
Наука — 36,4 млрд. тенге (в 2015 году — 33 млрд. тенге).