25-летие Национальной Лиги потребителей
Алматы, 13 марта 2017 г.
15 марта — Всемирный день защиты потребителей! Наш девиз: Защити право каждого!
В 2016 году в НЛП прошло общее собрание членов организации, на котором было принято решение — о свободном членстве в Лиге без вступительных и членских взносов.
15 марта, начиная с 1983 года, ежегодно во всем мире празднуется Всемирный день потребителей.
С 2000 года Национальная Лига потребителей Казахстана является членом Consumers International и лидирует в сфере ЗПП в странах СНГ, стремясь усовершенствовать методы и способы защиты прав потребителей. Consumers International — единственная независимая потребительская организация, объединяющая более 220 членов-организаций из 115 странах мира, которые вместе образуют мощное международное потребительское движение в защиту прав потребителей во всем мире.
В 2016 году приняли новые поправки в Закон «О защите прав потребителей» запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки в торговых залах (ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей»). В связи с чем, служба безопасности продавца, не вправе запрещать потребителям фото и видеосъемку в торговых залах. Так же вступили в силу некоторые изменения в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан». Изменения затрагивают ряд важных факторов для заемщиков и нацелены на защиту прав потребителей финансовых услуг. Изменения и дополнения, распространяются на ранее заключенные договора и касаются следующего:1. Изменена очередность погашения задолженности по займу, согласно которой сумма произведенного платежа по договору банковского займа, в случае, если она недостаточна для исполнения обязательств заемщика по договору банковского займа, погашает задолженность заемщика в следующей очередности: 1) задолженность по основному долгу; 2) задолженность по вознаграждению; 3) неустойка Размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по возврату суммы займа и (или) уплате вознаграждения по договору банковского займане может превышать в течение девяноста дней просрочки 0,5 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, по истечении девяноста дней просрочки не может превышать 0,03 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более десяти процентов от суммы выданного займа за каждый год неисполнения договора банковского займа. Согласно ст.35 Закона «О банках и банковской деятельности»
В РОО «Национальная Лига Потребителей» с успехом продолжает осуществляться программа «Юридическая защита и предоставление интересов в суде», которая помогает потребителям восстановить нарушенные права, возместить материальный и моральный вред, причиненный в связи с нарушением их прав. Благодаря работе специалистов РОО НЛП, возвращенный потребителям в порядке медиации, претензионном и судебном порядке материальный ущерб составил 57 938 870 (пятьдесят семь миллионов девятьсот тридцать восемь тысяч восемьсот семьдесят) тенге, моральный 25 676 340 (двадцать пять миллионов шестьсот семьдесят шесть тысяч триста сорок тенге) тенге, в претензионном порядке — около 20 167 200 (двадцать миллионов сто шесть десять семь тысяч двести ) тенге, материального 12 095 330 (двенадцать миллионов девяносто пять тысяч триста тридцать) тенге морального вреда.
Актуальность деятельности определяется тем, что граждане Казахстана сталкиваются с нарушениями потребительских прав, которые причиняют ущерб их здоровью, влекут материальные убытки, наносят моральный вред. Это происходит из-за низкого уровня знаний граждан, отсутствия потребительского образования.
В связи с сохраняющейся обеспокоенностью мирового потребительского сообщества состоянием дел на рынке услуг тема Всемирного дня защиты прав потребителей 15 марта 2016 года будет посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере информационных услуг.
Для этого была составлена анкета, вопросы которой выявляют абсолютного лидера среди интернет провайдеров, потребителями оценивается качество оказываемых провайдерами услуг, по результатом которой формируется общая картина доступности интернет услуг, а также привлечены студенты различных учебных заведений РК, для повышения их правовой грамотности и мониторинга сложившейся ситуации на рынке услуг, предоставляемых интернет провайдерами.
Не менее важным вопросом является конфиденциальностью и безопасность предоставляемой пользователями сети интернет личной информации. Личные данные потребителя являются незащищенными, что приводи к утере либо краже таких данных.
Доступ к получению безопасных, стабильных услуг имеет важное потребительское значение во всем мире. Освещение данной тематики в нашей стране призвано определить ее приоритеты и меры, реализация которых позволит обеспечить решение проблем в данной сфере.
Национальная Лига потребителей продолжает свою работу по внедрению альтернативного способа разрешения конфликтов — медиации. 28 января 2011 года подписан Закона РК «О медиации», который вступит в силу 5 августа 2011года. В настоящее время в Казахстане действует только одна организация — РОО «Национальная Палата Медиаторв», которая имеет семнадцатилетний опыт подготовки медиаторов. В нашем Центре прошли обучение около 700 человек — это руководители крупнейших компаний и предприятий, судьи, в том числе Верховного суда страны, адвокаты, нотариусы, экономисты, юристы, психологи, журналисты, и т.д
В каждом регионе РК открыты представительства РОО «Национальная Лига потребителей», где осуществляет свою деятельность «горячая линия» НЛП по предоставлению бесплатных юридических консультаций, не только для потребителей Алматы, а также по коротким номерам Kcell-2040, Beeline — 2518, консультации оказываются на всей территории Казахстана. По результатам работы «горячей линии» — телефонных номеров РОО «Национальная Лига потребителей», в том числе коротких номеров 2518, 2040,всего поступило звонков — более 200 000, из них жалоб по вопросам:
Коммунальные услуги (газ, электроэнергия, отопление, вода) — 36659
Деятельность КСК -58400
Телекоммуникации и интернет- 8071
Медицинские услуги — 1750
Банковские и другие финансовые услуги (страхование, пенсионные фонды и т.д.) — 2646
Бытовые приборы (техника) — 33495
Продовольственные товары (некачественные, просроченные, — 18526
Туризм и авиауслуги- 7945
Образование — 2226
Промышленные товары (одежда, обувь, мебель, и т.д.) — 16100
Химчистки — 2835
Другие услуги (ремонт квартир, СТО, установка дверей, окон и.т.д.) -3381
Согласно ст. 9 Закона РК «О защите прав потребителей» предусмотрено обязательное потребительское образование в школах и ВУЗах. РОО «Национальная Лига потребителей» в 2016 году открыта кафедра «Защита Прав Потребителей» в Каспийском Университете, в 2013 году издан учебник «Защита прав потребителя» для студентов ВУЗов (на русском и казахском языках). Проводятся мероприятия по созданию обществ по защите прав потребителей на базе ВУЗов, проект направлен на формирование в Казахстане основ правового сознания и правового поведения граждан, прежде всего низко- и среднедоходных групп, к которым относятся студенты, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, а также более справедливый доступ таких групп к информационной поддержке и правовой защите.
Миссией РОО НЛП — формирование цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг через получение обратной связи от потребителей о качестве товаров, услуг, а также обеспечение потребителей необходимой информацией, которая будет способствовать предотвращению возможных конфликтов между потребителями и предпринимателями и осознанный выбор.
Республика Казахстан, 480008, г.Алматы, ул.Ауэзова 164/г, оф1
тел. (727) 2699424, 2778346, 2778945,(kcell 2040, beeline 2518) , e-mail: nlp_astana@mail.ru, nlp.almaty@gmail.com