Пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам открытости и доступности бюджетной информации на интернет-ресурсах центральных и местных государственных органов
Алматы, 11 мая 2017 г.
11 мая 2017 года в 12 часов в Алматы состоялась пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам открытости и доступности бюджетной информации на интернет-ресурсах центральных и местных государственных органов.
Спикерами пресс-конференции выступили:
Асель Крыкбаева, директор ОО «Центр Поддержки Правовых и Экономических Реформ»
Шолпан Айтенова, директор ОФ «Zertteu Research Institute».
Светлана Ушакова, директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития»
Бюджетный кодекс декларирует «принцип транспарентности», как обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, а принятый в 2015 году Закон «О доступе к информации» обязывает государственные органы размещать на интернет-ресурсах информацию в сфере бюджетных средств, включая проекты бюджетов и отчетность, но открытость и доступность бюджетной информации на интернет ресурсах центральных и местных государственных органов все еще находится на низком уровне.
«Исследование официальных сайтов местных исполнительных органов 16 регионов (14 областей, городов Алматы и Астана) показывают, что открытость и доступность бюджетных документов находится на минимальном уровне. Как исполнительные органы, не все акиматы размещают годовые отчеты об исполнении бюджета региона. До 20 апреля акиматы должны были предоставить свои годовые отчеты за 2016 год в ревизионную комиссию и до 1 мая в маслихат на обсуждение и утверждение, но в настоящее время проект годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год размещен только на сайте акимата Восточно-Казахстанской области и 69% (11 из 16) акиматов не опубликовало даже отчеты за 2015 год. Утвержденные бюджеты на 2017–2019 годы размещены только на сайтах акимата Атырауской и Карагандинской областей, т.е. на 2 из 16 регионов, что составляет 12,5%. Сайты акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации, отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета», — говорит Асель Крыкбаева, директор «Центр Поддержки Правовых и Экономических Реформ».
«Результаты мониторинга сайтов центральных государственных органов показывают, что на 3 сайтах министерств из 17 отсутствует бюджетная информация, т.е. 18% сайтов не содержат никакой бюджетной информации. Остальные сайты министерств, не смотря на наличие некоторой бюджетной информации, размещают информацию в не полном объеме, только 47% министерств опубликовали бюджет своего ведомства на 2017-2019гг. и 76% сайтов годовой отчет об исполнении бюджета за 2016 год. Проведенный мониторинг показал, что большинство сайтов государственных органов содержит ту или иную бюджетную информацию (82% сайтов), однако информация неполная, отсутствует системность публикаций, а также понимание государственными органами целей публикаций подобной информации. Затрудняет поиск и восприятие информации и то, что каждый госорган публикует бюджетную информацию в разных видах, формах и содержании, отсутствует единый стандарт предоставления подобной информации, либо госорганы его не используют», — говорит Светлана Ушакова, директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития».
Правительство Казахстана заявляет о своей заинтересованности по вступлению в ОЭСР, стандарты которой признаются целевыми индикаторами для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств. Согласно рекомендациям ОЭСР в сфере бюджетного управления, одним из принципов указано, что «бюджетные документы и показатели должны быть открытыми, прозрачными и доступными». Все бюджетные отчеты должны публиковаться полностью, своевременно и регулярно, а также таким образом, чтобы они были доступны гражданам. В современном контексте доступность требует, чтобы бюджетные документы были доступны в режиме он-лайн, и чтобы все бюджетные данные представлялись в форматах открытых данных, которые смогут с легкостью загрузить, проанализировать, использовать и заново представить граждане, организации гражданского общества и другие заинтересованные лица.
«Публикация гражданского бюджета — нетехнической доступной для понимания граждан версии государственного бюджета, является не только рекомендацией МВФ, но и подтверждением неподдельного намерения госорганов обеспечивать гражданам действительный доступ к бюджетной информации. К сожалению, в вопросе публикации гражданского бюджета произошел существенный откат назад. В Казахстане государственные органы публикуют гражданский бюджет с 2011 года. На 2017 год по результатам мониторинга сайтов центральных государственных органов только 52% министерств публикует информацию в разделе Гражданский бюджет, при этом 94% опубликованных гражданских бюджетов не соответствует требованиям. Это связано с отсутствием определения Гражданский бюджет в национальном законодательстве и четких критериев по его составлению. Министерство финансов — единственный государственный орган, публикующий гражданский бюджет согласно всем требованиям и критериям. Необходимо закрепить законодательно в Бюджетном Кодексе определение Гражданского бюджета и критерии его составления», — говорит Шолпан Айтенова, директор ОФ «Zertteu Research Institute».
Дополнительная информация: Асель Крыкбаева, директор ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ», г.Алматы, +7777 247 9944, centerlera@gmail.com
О Национальной бюджетной сети Казахстана (НБСК)
В апреле 2008 года неправительственные организации, работающие в сфере бюджетного анализа, мониторинга и общественного участия в бюджетном процессе, выступили с инициативой создания Национальной бюджетной сети Казахстана. Целью НБСК является содействие повышению прозрачности, подотчетности органов государственного управления и гражданского участия. Подробности на сайте — www.budget.kz
О Фонде Сорос-Казахстан
Фонд Сорос-Казахстан (ФСК) — неправительственная благотворительная организация, основной целью которой является продвижение ценностей открытого общества в Казахстане. Подробности на сайте www.soros.kz