В Казахстане разработана научная основа повышения качества среднего образования.

Алматы, 20 июня 2017 г.

Как показывают международные и внутренние исследования, по ряду показателей, качество среднего образования в Казахстане снижается. На основе внимательного изучения истории развития отечественной системы образования, развитие систем образования ведущих стран мира, стран-призеров в области образования ученым-компаративистом Аскарбеком Кусаиновым разработана «Концепция повышения качества Среднего образования Республики Казахстан».

Система образования является сложной комплексной системой и состоит, как и другие сложные системы, из многих подсистем (составляющих). Для повышения качества образования необходимо повысить качество всех ее составляющих. Ими являются: стандарты и учебные программы, учебная литература, профессионализм педагогических кадров, мониторинг образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, качество и эффективность НИР в области образования, система управления.

Аскарбек Кусаинов, президент Академии педагогических наук Казахстана:
— Сначала нужно проводить системную работа по повышению качества всех составляющих, обеспечивающих повышение качества образования 1-го класса. К началу следующего учебного года такая же работа должна была быть проведена для 2-го,  5-го и 7-го классов, которые будут обучатся по новому содержанию образования. Тогда повысится качество образования в этих классах на новый уровень.

В последующих учебных годах должны быть выполнены такие же работы.

Это требует организованной и планомерной работы многих институтов, центров, организаций, управлений образования, вузов, колледжей, школ, издательств, ученых и учителей.

Научно обоснованными принципами повышения качества среднего образования являются:
— последовательность и поэтапность проведения работ по повышению качества образования;
— сбалансированность распределения ответственности за повышение качества образования между государством, управлениями образования, научными учреждениями, учебными заведениями и педагогической общественностью;
— защита прав и интересов учителей и учащихся;
— прозрачность процесса повышения качества образования;
— системность перехода на новое содержание образования и их осуществление во взаимосвязи всех участников процесса.

На августовском совещаний в 2014 г. в Астане Вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева заявила: «Выделяются колоссальные средства на переподготовку учителей, а в образовательных организациях работают тысячи специалистов с неопределенным уровнем владения знаниями по-своему предмету и низким качеством работы».

Со стороны правительства уделяется большое внимание на повышение квалификации педкадров. Только Национальному центру повышения квалификации «Орлеу» ежегодно выделяется более 5 млрд. тенге. Огромные средства выделяются ТОО «Центру педагогического мастерства». Слушатели приезжают к ним на длительное время, им читают лекции и проводятся семинарские занятия. Однако, эти методы являются не эффективными. Представление, что привнесенные извне идеи автоматически приведут к изменениям в классе и школе, глубоко ложно с точки зрения теории деятельности.

В развитых странах признано, что хороших учителей могут воспитывать только хорошие учителя. Самым эффективным путем повышения квалификации является работа учителей с наставниками. Поэтому нам надо создать полноценно действующий институт наставников.

В Казахстане в школах работают более 275 тысяч учителей, из них более 70 тысяч в МКШ. Среди них более 56 тысяч являются учителями высшей категории, из них более 5,5 тысяч работают в МКШ.

Аскарбек Кусаинов, президент Академии педагогических наук Казахстана:
— Во всех школах, кроме малокомплектных, работают более 50 тысяч учителей высшей категории. НЦПК «Орлеу» и ЦПМ по своим программам подготовили тренеров, которые должны были работать наставниками в своих школах. Так как эта работа не оплачивается, они ее выполняют формально.

Мы предлагаем Министерству образования и науки РК 10 тысяч опытных учителей-методистов выбрать наставниками и, доплачивая им в месяц по 40 тысяч тенге, поручить им в течение года повысить квалификацию шестерым учителям. При такой постановке вопроса, они будут качественно повышать квалификацию в течение года 60 тысячам учителям. Для этого, этим 10 тысяч наставникам, надо будет оплатить в течение года 4,8 млрд тенге. Т.о., квалификацию всех учителей школ, где обучаются около 90 процентов всех учащихся Казахстана, можно качественно повысить в течение 2–3 лет, создавая реально действующий институт наставников.

В МКШ в среднем работают чуть более 20 учителей. Учитывая реальную ситуацию каждой школы, необходимо реализовать эффективный механизм работы учителей МКШ с наставниками.

Для повышения компетентности учителей в Казахстане необходимо:
— определить опытных учителей, работающих в настоящее время в школах и использовать их в качестве наставников;
— создать институт наставников (коучеров);
— для повышения качества проводимых уроков молодыми учителями, оказать им всемерную поддержку и помощь без критики, без унижения, но с особой заботой;
— опираясь на опыт Южной Кореи, нужно подготовить мини-стандарты для учителей начальных классов по всем предметам, т.е.  поурочные планы, все учебно-методические, мультимедийные материалы и указать методы их эффективного применения;
— создать систему государственной поддержки и стимулирования труда учителей.

Создание качественной учебной литературы является сложным комплексным научным процессом. Ученые Франции считают, что для создания хороших учебников необходимо 3–5 лет времени. У нас не развита наука учебниковедения, авторам не создаются необходимые условия, они пишут свои учебники в свободное от основной работы время и в кратчайшие сроки за 9–10 месяцев.

Для создания качественной учебной литературы необходимо:
— создать теоретическую основу разработки учебной литературы и инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) с учетом мирового опыта;
— организовать обучение авторских коллективов;
— организовать единый авторский коллектив для разработки линейных учебников или ИУМК, состоящих из учебников с мультимедийными пособиями и УМК, по одному предмету для всех классов обучения;
— создать единую концепцию разработки линейных ИУМК;
— разработать систему критериев теоретической и практической экспертизы учебников и УМК;
— подготовить экспертов по оценке качества учебной литературы;
— определить ответственность авторов, экспертов и издательств по созданию учебной литературы и т.д.

В развитых странах признается, что нельзя усовершенствовать то, что не было предварительно измерено. Мониторинг нужен для того, чтобы система получила достоверную информацию, необходимую для принятия решений о корректирующих мерах, т.е.  о мерах по повышению качества образования. У нас не создан единый инструментарий по оценке достижений образования, не развита наука о педагогических измерениях оценки достижения образования — педагогическая квалиметрия и тестология. Поэтому в настоящее время мы не можем осуществить мониторинг качества среднего образования.

Для повышения качества мониторинга образования необходимо:
— разработать дидактическую теорию проектирования, моделирования и конструирования тестов;
— совершенствовать систему мониторинга образования;
— разработать систему тестового контроля и других диагностических контрольных работ для получения достоверной оценки об учебных достижениях каждого ученика во всех школах на основе цели, задачи стандарта и ожидаемых результатов по основным предметам.
— совершенствовать деятельность Национального центра образовательной статистики и оценки;

Аскарбек Кусаинов, президент Академии педагогических наук Казахстана:
— Мы представляем эту Концепцию для широкого обсуждения в обществе, в педагогической общественности и, надеемся, что со стороны Министерства образования и науки РК и Правительства будет уделено должное внимание. В дальнейшем предлагаем разработать на ее основе Комплексную программу повышения качества Среднего образования РК, которая дополнит Государственную программу повышения качества образования и науки РК на 2016–2019 годы, только в части Среднего образования. Там будут описаны пошаговые действия всех ее участников по годам.

Разработка и принятие такой программы, несомненно, приведет к повышению качества среднего образования на новый уровень.

Для реализации такой программы не требуется дополнительных финансовых средств со стороны государства. Она будет осуществляться в пределах выделенных средств из республиканского бюджета в МОН РК.

Мнение экспертов:

Аягуль Миразова, Герой Труда Казахстана, отличник народного просвещения Казахской ССР:
— Считаю, что выводы, представленные в Концепции господина Кусаинова по определению путей направленных для повышения качества образования в средних школах страны, являются результатом фундаментальных исследований. Также эти выводы обоснованы с общественно-социальной, экономической точки зрения. Безусловно, такие инициативные исследования послужат общей цели — вхождения нашей страны в тридцатку развитых стран мира, а также укрепят нашу независимость в мировом сообществе.

Наталья Новосельцева, учитель начальных классов гимназии № 105:
— В случае принятия Концепции Кусаинова будут созданы качественные учебные программы, где каждая цель будет достижима и измерима, будут созданы авторские коллективы из компетентных профессионалов, которым дадут возможность написать действительно качественные учебники, и у каждого молодого учителя будет наставник, который по-отечески , с заботой и пониманием проблем поможет организовать учебный процесс.

Сериков Владислав , доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), заместитель директора по научной работе Института стратегии развития образования РАО.
https://press.interfax.kz/video/2017-06-20_11–00_Edu/All_channels_Jun13_14-34-32.avi

Мамытов Абакир , доктор педагогических наук, профессор, президент Кыргызской академии образования.
https://press.interfax.kz/video/2017-06-20_11–00_Edu/2017-06-12-VIDEO-00000002.mp4

Биографическая справка.
Кусаинов Аскарбек Кабыкенович, доктор педагогических наук, академик, президент Академии Педагогических Наук Казахстана, профессор КазНУ им. Аль-Фараби, иностранный член Российской академии образования (РАО), доктор-инженер Германии, заместитель председателя Научного совета по Сравнительной педагогике (СА) РАО, член Исполнительного комитета Всемирного совета обществ по СП, лауреат Государственной премии РК, основоположник СП в Казахстане, автор более 30 крупных трудов, более 300 статей, член редколлегии 7 ведущих журналов России. Правительством России «За заслуги в области педагогических наук» награжден медалью К.Д.Ушинского.

Контакты для СМИ:
Академия педагогических наук тел.: +7 (727) 378 46 51, +7 (727) 378 46 57,
Мунарбаева Акторгын, 8 775 346 04 04, Конырова Жулдыз, 8 778 514 97 47
E-mail: apnkaz@mail.ru

Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"

Телефон +7 (727) 250-35-28
press2@interfax.kz
interfax.kz