Пути совершенствования механизмов передачи осужденных лиц
Астана, 30 июня 2017 г.
Наследием СССР являлось огромное количество лиц, пребывавших в тюрьмах Казахстана.
В первые годы независимости Казахстан входил в тройку лидеров в мире по тюремному индексу — 100 тысяч на 14 миллионов населения. Нас опережали только США и Россия.
В стране по инерции продолжала действовать десятилетиями налаженная репрессивная уголовная система.
Благодаря принимаемым системным мерам Казахстану удалось переместиться на 62 позицию, обогнав прибалтийские страны, ОАЭ, Турцию, Израиль, Грузию. Сегодня мы находимся на уровне Сингапура.
Если на 1 января 12-го «тюремное население» составляло 52,5 тысячи, то сегодня — меньше на 30% (36,6 тыс.)
Сокращение числа заключенных имеет и экономический эффект. Только за 16 год сэкономлено 12 млрд. бюджетных средств (более 35 млн. $).
Перевод осужденных лиц в государства их гражданства также оказывает влияние на данные показатели.
На заре независимости Казахстана Генеральная прокуратура Республики Казахстан не имела подразделений международного сотрудничества, опыта в данной области и необходимо было выстроить международную правовую базу практически с нуля, в том числе механизм перевода осужденных лиц.
Формирование развитой правовой системы в области перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры.
Отбывание наказания в государстве, гражданами которого они являются способствует более эффективному достижению цели исполнения наказания, их возвращению в общество, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее — УПК) предусмотрена целая глава, посвященная этому аспекту, в которой детально предусмотрен весь механизм реализации перевода осужденных, а также компетенция и полномочия прокурора в данной сфере.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан является уполномоченным компетентным органам в вопросах перевода осужденных в страну их гражданской принадлежности.
Передача осужденных является одним из элементов покровительства страны своим гражданам, что предусмотрено статьей 11 Конституции Республики Казахстан. Прокурор наравне с консулом нашей страны помогает нашим гражданам вернуться на родину.
Одним из основных отличий перевода осужденного от экстрадиции является наличие согласия осужденного на его перевод для дальнейшего отбывания наказания на родину. Кроме того, Генеральная прокуратура Казахстана требует гарантии от принимающего своего гражданина государства о неприменении к лицу других видов наказаний и сроков, чем предусмотренных приговором суда Казахстана, неприменение пыток и других методов, унижающих честь и достоинство человека.
Главная цель перевода осужденного на родину — это возможность родным и близким осужденного регулярно посещать его, что, несомненно, играет огромную психологическую роль в его исправлении.
Так, при поступлении ходатайства гражданина Казахстана, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, его представителя или близкого родственника, а также компетентного органа иностранного государства об отбытии наказания на территории Республики Казахстан, Генеральной прокуратурой РК изучаются и формируются материалы в отношении осужденного.
В случае удовлетворения ходатайства, Генеральный Прокурор Республики Казахстан вносит представление об исполнении приговора суда иностранного государства в областной суд по месту постоянного жительства осужденного до выезда из Республики Казахстан. При отсутствии у осужденного постоянного места жительства представление вносится в Верховный Суд Республики Казахстан. Детальный порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства регламентирован ст.541 УПК РК.
После принятия судом соответствующего решения об исполнении приговора суда иностранного государства, Генеральной прокуратурой ведется работа по приему осужденного.
Генеральная прокуратура РК также рассматривает ходатайства граждан других государств, осужденных и отбывающих наказание на территории Казахстана и, в случае удовлетворения, также готовит необходимые материалы и обращается с соответствующим ходатайством к компетентному органу иностранного государства для рассмотрения данного вопроса.
Хотелось бы отметить, что в ноябре 2009 года Генеральная прокуратура Республики Казахстан совместно с Министерством иностранных дел Республики Казахстан создали Банк данных о казахстанских гражданах, привлеченных к уголовной ответственности и отбывающих наказание за рубежом.
Пополнение банка осуществляется путем предоставления казахстанскими загранучреждениями в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан информации в отношении наших соотечественников, которые отбывают наказание за пределами страны за совершенные преступления.
Изложенное позволяет Генеральной прокуратуре РК обладать сведениями о том, сколько казахстанцев отбывают наказание в виде лишения свободы за границей и, при необходимости, ставить перед соответствующими иностранными учреждениями вопрос о возможности их перевода в нашу страну (при желании осужденных).
На основании сведений данной базы мы знаем, что зарубежом отбывают наказание 3,5 тысяч граждан Казахстана и с какими странами необходимо проработать вопрос об их переводе на родину.
Основная масса их приходится на страны СНГ, большинство в России — 3231 лицо, Узбекистане — 90 и Кыргызстане — 40. Из стран дальнего зарубежья наши соотечественники в ФРГ — 17 человек, Турции — 10, Китае — 13, Греции — 8, США и ОАЭ по 5 человек, также наши граждане отбывают наказания во Франции, Южной Корее, Италии, Румынии, Швеции, Испании, Польше и Японии.
Для эффективного сотрудничества с иностранными государствами также необходима совместная правовая база с соответствующей страной — многосторонний или двухсторонний международный договор о передаче осужденных лиц. В таком документе оговариваются обязательства передачи осужденного лица, условия и порядок, а также основания для отказа.
Главенствующим международным договором, на основе которого осуществляется передача осужденных, является Конвенция СНГ о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года (далее — Конвенция). Ее участники 8 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан.
На основании Конвенции разрешаются 95% всех ходатайств.
Признавая эффективность многосторонних конвенций, Казахстан один из первых из стран СНГ присоединился к Межамериканской конвенции об отбывании уголовного наказания от 9 июня 1993 года, которая вступила в силу для нас 6 декабря 2015 года. Ее участниками являются 16 американских стран, а также Чехия, Индия и Саудовская Аравия.
Особенно активизировалась данная работа последние 5 лет. За данный период география Казахстана по вопросам перевода осужденных лиц расширилась на 10 двухсторонних договоров и сейчас у нас имеется соответствующая правовая база с 39 странами мира.
В настоящее время ведется работа по присоединению к Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года, участниками которой являются 60 стран мира.
Заключено 14 двухсторонних договоров по вопросам передачи осужденных лиц с Азербайджаном, Украиной, Туркменистаном, Китайской Народной Республикой, Королевством Испания, Турецкой Республикой, Итальянской Республикой, Венгрией, Республикой Индия, Исламской Республикой Иран, Республикой Сербия, Королевством Саудовской Аравии и Литовской Республикой.
В ближайшее время планируется аналогичные договора заключить с еще 6 странами: Вьетнамом, Израилем, Иорданией, Монголией, ОАЭ и Южной Кореей.
За последние 10 лет из Республики Казахстан передано 380 осужденных лиц (большинство граждане стран СНГ) и принято 195 осужденных иностранными судами граждан Казахстана.
При этом в случае отсутствия международного договора с иностранным государством не является препятствием для перевода осужденного как для Казахстана, так и иностранного государства. Перевод может быть осуществлен на основе принципа взаимности. К примеру, в 2011 году на условиях взаимности из Казахстана в Германию переведен гражданин Германии.
За последние 5 лет переведено в Республику Казахстан 162 наших граждан, осужденных за рубежом для дальнейшего отбывания наказания. Передано за рубеж 315 иностранных граждан, большинство из которых граждане России.
В рамках Договора между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой из этой страны удалось перевести в казахстанские пенитенциарные системы для дальнейшего отбывания наказания 14 наших соотечественников, осужденных китайскими судами к длительным срокам лишения свободы.
По данным Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, на 1 апреля 2017 года в исправительных учреждениях Республики отбывали наказание 1320 иностранных граждан, в т.ч. 1284 граждан стран СНГ. за последние 3 года число таких лиц снизилось на треть.
В 2016 году исправительные учреждения Казахстана приняли 19 граждан РК, отбывавших наказание за рубежом в основном в России (12). В иностранные государства передано 96 иностранцев, осужденных казахстанскими судами.
Однако не все государства-участники Конвенции принимают положительные решения о приеме своих осужденных граждан. Причины называются разные, к примеру, ссылки на то, что человек может нанести ущерб интересам государства или на отсутствие средств в бюджете государства на его содержание.
Так, из стран СНГ Конвенция не ратифицирована Республикой Узбекистан, при этом их законодательство не позволяет осуществлять перевод осужденных на принципах взаимности. Поэтому на сегодня мы не имеем возможности осуществлять перевод осужденных из данной страны.
За короткий срок прокуратурой и другими правоохранительными органами накоплен значительный опыт во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств, сотрудничество расширяется и укрепляется, создавая наиболее благоприятные условия для лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, путем их оперативного перевода в страны своего гражданства и комфортной социальной среды.
Старший прокурор управления
Департамента международного сотрудничества
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан,
магистр права
Д.Рыскулов