В АО НК «КТЖ» обсуждены вопросы перевозок угля накануне отопительного сезона
Астана, 25 августа 2017 г.
24 августа текущего года в АО НК «Казахстан темір жолы» под председательством руководителя Компании Каната Алпысбаева состоялось расширенное совещание по вопросам обеспечения перевозок угля на предстоящий отопительный сезон.
В совещании приняли участие грузоотправители, экспедиторы, представители энергетического сектора, акиматов областей.
По словам К.Алпысбаева, АО НК «КТЖ» выполняет свои задачи по транспортировке топливных грузов в полном объеме. Перевозки угля растут по всем направлениям, наблюдается устойчивый рост экспорта.
За 7 месяцев 2017 года по сети железных дорог Казахстана погружено свыше 56 млн. тонн угля, что на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в том числе 18 млн. тонн — на экспорт, 38 млн. тонн — во внутриреспубликанском сообщении.
Отмечалось, что увеличение объемов перевозок достигнуто за счет улучшения эксплуатационных показателей использования подвижного состава: улучшения оборота вагона в среднем на 21%, снижения неравномерности перевозки.
Наиболее востребованными при перевозках твердого топлива являются полувагоны. Общий парк этого подвижного состава АО НК «КТЖ» обеспечивает до 40% погрузки. Большое количество полувагонов имеется у частных операторов.
В ходе совещания отмечалось, что по оценке экспертов, на едином экономическом пространстве ставки на использование подвижного состава сохранят тенденции роста в ближайшие 2–3 года.
Тариф на вагоны АО «KTZ Express» ниже рыночных ставок и компания переходит на систему биржевых продаж. С 1 января 2018 года она планирует полностью перейти на электронные продажи.
По итогам совещаний в правительстве РК, комитете по регулированию естественных монополий, НПП «Атамекен» взяты обязательства по сохранению ставок оператора до конца отопительного сезона 2016–2017 на уровне 4 150 — 4 500 тенге/сутки за полувагон.
Рост рыночных цен на использование вагонов и увеличение дисбаланса со ставками АО «KTZ Express» способствовал выходу частного парка на территорию сопредельных государств. Ожидаемый дефицит полувагонов в период сентябрь-декабрь составляет 2 000 — 3000 единиц.
Следует отметить, что уголь один из самых дешевых видов грузов и он не покрывает всех затрат на перевозку грузов по магистрали. И в данной ситуации национальная компания «Казахстан темір жолы» заинтересована в договорах, имеющих долгосрочный характер.
«Взятые на себя обязательства в начале этого года по долгосрочным договорам мы выполним в обязательном порядке», — заверил глава Компании и добавил, что обеспечить перевозки угля по дополнительным заявкам будет намного сложнее.
Главный эксперт управления железнодорожного транспорта комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию Ардак Садыкова также призвала грузоотправителей работать на основе долгосрочных договоров, что позволит АО НК «КТЖ» видеть перспективу, четко планировать свою работу и делать инвестиции в свою внутреннюю инфраструктуру.
В целом, участники совещания отметили, что состоялся полезный диалог с национальным перевозчиком.
— Мы намерены работать с учетом рекомендаций АО НК «КТЖ» по распределению перевозок в весенне-летний период. Думаю, что серьезных проблем не будет, определенные улучшения мы уже видим, — выразил свое мнение директор ТОО «Топтранс Акмола» Берик Ешхатов.
Обеспечение ритмичных перевозок угля для своевременной подготовки к предстоящей зиме на сегодня одна из актуальных задач железнодорожников. Успешное ее решение зависит от объединения усилий всех участников транспортного рынка, отправителей и получателей грузов.