В Казахстане стартует широкомасштабная кампания по повышению финансовой грамотности населения
Алматы, 20 ноября 2013 г.
В Казахстане начинается реализация широкомасштабной кампании по повышению финансовой грамотности населения «Просто о финансах». Инициаторы данного проекта — ОФ «Международный центр экономической грамотности» (МЦЭГ) совместно с kaspibank. В рамках данной инициативы, Международный центр экономической грамотности и kaspibank подписали меморандум о сотрудничестве и предложили широкой общественности объявить ежегодно 20 ноября — Днем финансовой грамотности в Казахстане.
ОФ «Международный центр экономической грамотности» — первая в Казахстане неправительственная организация, призванная внести вклад в повышение финансовой грамотности населения страны. Миссия фонда — развитие человеческого потенциала по принятию решений, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние; повышение компетентности и вовлеченности государственных органов, депутатов, бизнес-сообщества, СМИ, экспертов в вопросах повышения финансовой грамотности населения. По оценкам Центра, вышеуказанная кампания по финансовой грамотности намерена охватить свыше 2 млн. казахстанских граждан.
— Цель данной совместной программы — системно и активно работать над повышением финансовой грамотности казахстанцев и вовлечь в этот процесс заинтересованные государственные органы, депутатов, бизнес-сообщество, ведущих экспертов, СМИ, — заявляет СалтанатДжарасова, соучредитель Международного центра экономической грамотности. -Мы особенно рады, что первым поддержал эту важную социальную инициативу kaspibank, ведущий розничный банк в Казахстане и очень надеемся, что этому примеру последуют другие известные компании.
За 20 лет независимости лишь небольшая часть наших граждан ориентируется в финансовых продуктах и услугах, которые сегодня предлагаются на рынке, а также может грамотно планировать свой семейный бюджет и принимать правильные решения с точки зрения своих личных финансов. По словам руководителей Международного центра экономической грамотности СалтанатДжарасовой и ГульмирыАрбабаевой, в развитых странах жители используют более сотни финансовых продуктов и услуг, а в Казахстане наберется всего около 10 наиболее популярных: «Согласно проведенным исследованиям, более 90% опрошенных казахстанцев пользуется банковскими продуктами. Из них одними из самых популярных являются 5 базовых финансовых продуктов — зарплатная карта, коммунальные платежи, потребительский кредит, срочный вклад и кредитная карта. Следовательно, мы уже сегодня можем сконцентрироваться на самых популярных продуктах и подготовить население к более сложным финансовым продуктам, которые будут появляться в будущем».
— Мы, как лидеры рынка, с большой готовностью поддерживаем эту важную для страны инициативу и призываем все финансовое сообщество активно принять активное участие в повышении финансовой грамотности в стране. — говорит председатель правления kaspibank Михаил Ломтадзе. — Не может быть сильной экономики без сильного банковского сектора. И не может быть сильного банковского сектора без финансово образованных и грамотных клиентов, которые принимают осознанные решения при пользовании финансовыми продуктами. Мы хотим создать сильный, прогрессивный и инновационный финансовый сектор, который улучшает жизнь людей и развивается вместе со своими клиентами. Для этого мы хотим объединить усилия с Международный фондом экономической грамотности населения, нашими коллегами из других банков, обществом и ведущими экспертами, и приложить максимум усилий для повышения уровня финансовой грамотности в стране.
В ближайшее время, Международный центр экономической грамотности планирует проведениекрупномасштабного национальногоисследования (с участием около 1200 респондентов), по результатам которого в 2014 году в стране стартуеткампания, содействующая повышению знаний о финансовых услугах «Просто о финансах». И уже сейчас каждый желающий может зайти на сайт www.economgramota.com и пройти небольшой тест, чтобы определить уровень своего «финансового IQ».
Кроме того,намечаются запуск портала о личных финансах, и,в рамках программы будет создан Общественный совет экспертов, в который будут приглашены известные люди с активной жизненной позицией и желанием внести свой позитивный вклад в этот масштабный социальный проект.
В среднесрочных планах фонда — проведение ряда публичных и информационно-разъяснительных семинаров, в том числе с привлечением самых известных в мире финансовых гуру, выпуск специализированной литературы миллионными тиражами, вхождение казахстанского общественного фонда в Международную сеть финансового образования (INFE) и др.
Справочно:
Международный центр экономической грамотности нацелен на формирование у населения разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личному бюджету и содействие в повышении эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг; формирование социально ответственного поведения поставщиков финансовых продуктов и услуг в отношении потребителей, создание прозрачных и непредвзятых моделей продвижения и предоставления услуг; развитие партнерства между госорганами, НПО и бизнес-сообществом в вопросах повышения финансовой грамотности и инвестиционной культуры граждан страны.
Задачи ОФ — обеспечение информированности общества по вопросам финансовой грамотности через создание и реализацию соответствующих проектов, с учетом особенностей социально-экономического развития страны.
В попечительский фонд организации вошли известные эксперты финансового рынка, ведущие журналисты страны.