Будущее страхового рынка РК: онлайн vs офлайн
Алматы, 3 октября 2017 г.
Страховые премии
За восемь месяцев 2017 года объем премий страхового рынка РК превысил 266,6 млрд тенге, прирост по отношению к аналогичному периоду 2016 года составил 6,4%. При этом по обязательному страхованию объем премий составил 67,7 млрд тенге, прирост 7,1%, по добровольному личному страхованию — 69,2 млрд тенге, прирост 21%, по добровольному имущественному страхованию — 129,6 млрд тенге, снижение на 0,2%.
Рынок компаний общего страхования вырос незначительно с объемом премий 200 млрд тенге, увеличение на 2,1%.
Страховые премии по самому массовому классу — обязательному страхованию ГПО ВТС — увеличились на 1,5% с объемом премий 33,4 млрд тенге; АвтоКАСКО снизились на 2,4% с объемом премий 10,9 млрд тенге, причем, объем премий банковских страховых компаний уменьшился на 7,2%, а небанковских СК вырос на 9%. Страхование имущества увеличилось на 2,9% с объемом премий 65,8 млрд тенге. По добровольному страхованию на случай болезни объем премий вырос на 4,2%, а страховые премии превысили 19,8 млрд тенге.
Существенный прирост на 17,4% у рынка страхования грузов с объемом премий 3,9 млрд тенге и добровольного страхования ГПО — на 21,4% с объемом премий 35,2 млрд тенге.
Страховые выплаты в совокупности по страховому рынку составили 58,6 млрд тенге, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снижение составило 7,9%. В том числе по обязательному страхованию объем выплат превысил 20,3 млрд тенге, прирост 6,9%, по добровольному личному страхованию — 22,2 млрд тенге, прирост 3,7%, по добровольному имущественному страхованию — 16 млрд тенге, снижение на 30,7%.
В разрезе ключевых классов страхования рост выплат показало обязательное страхование ГПО ВТС — 5,4% , с объемом 15,7 млрд тенге; по добровольному страхованию на случай болезни снижение на 1% с объемом выплат 12 млрд тенге. По АвтоКАСКО объем выплат составил 3,9 млрд тенге, снижение на 14,6%; страхованию имущества — 6,3 млрд тенге, снижение на 52%; добровольному страхованию ГПО — объем выплат 963,5 млн тенге, снижение — на 50%.
Вырос средний размер страховой выплаты в целом по страховому рынку, так, за восемь месяцев 2017 года по обязательному страхованию ГПО ВТС он равен 338 023 тенге, по АвтоКАСКО — 483 136 тенге, в 2016 году эти показатели составили 333 729 тенге и 426 042 тенге, соответственно.
Общие показатели
Показатель убыточности (соотношение выплат к премиям) по страховому рынку по ОС ГПО ВТС составил 47%, рост по отношению к прошлому года на 1,8%, по АвтоКАСКО — 35,9% (снижение на 5,1%), по страхованию на случай болезни — 60,8% (снижение на 3,2%).
Активы страховых компаний приросли на 6,5% (664,1 млрд тенге), нераспределенный доход составил 40,8 млрд тенге (снижение на 2,3%). Брутто-убыточность по всем классам компаний по общему страхованию составила 21,8%, нетто-убыточность — 29,8%. Собственное удержание возросло до 60,1%.
СК «Коммеск-Омір»
За восемь месяцев 2017 года объем страховых премий компании превысил 4,7 млрд тенге, прирост по отношению к аналогичному периоду 2016 года на 3,6%; объем страховых выплат превысил 1,4 млрд тенге, прирост 9%; активы превысили 14,7 млрд тенге (рост 19,4%), страховые резервы — 5,2 млрд тенге (рост 14%), собственный капитал — 8,4 млрд тенге (рост 19,4%).
Тренды
За истекший период года на страховом рынке произошли следующие изменения.
1 июля 2017 года состоялась передача Единой страховой базы данных (ЕСБД) от Актуарного статистического бюро в АО «Государственное кредитное бюро» (ГКБ). Теперь на очереди стоит вопрос интеграции ЕСБД с базами данных государственных органов для оптимизации процесса идентификации автовладельцев и перехода к онлайн-страхованию.
Правительством Казахстана одобрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования и страховой деятельности».
Страховщики ожидают, что благодаря принятым поправкам, в 2018 году появится новая разновидность отрасли - онлайн-страхование. В настоящее время продажи через интернет-сайты страховщиков составляют порядка 3–5% от общего объема страховых премий. Порядка 70 % интернет-транзакций совершают клиенты в возрасте 25–44 года, преимущественно в Алматы и Астане. Однако полноценной онлайн-покупкой такое приобретение полиса назвать нельзя, потому что в рамках действующего закона оговаривается только печатная форма договора. В итоге клиенту доставка полиса осуществляется курьером, а не по электронной почте.
Преимущества онлайн-страхования для клиента в экономии времени и денег, так как предполагается, что при онлайн-покупке будет предусмотрена скидка в размерах 10–15% от стоимости полиса. Кроме того, отпадет необходимость возить полис с собой, так как при внесении данных автовладельца в ЕСБД сотрудники административной полиции смогут проверить его наличие в ЕСБД. Еще одним полезным сервисом для клиентов станет возможность удаленной подачи заявления о страховой случае и отслеживание статуса урегулирования убытка через личный кабинет на сайте своего страховщика.
Для страховщиков онлайн-страхование — это хорошая возможность для дальнейшего развития своих информационных систем и перехода достаточно консервативной отрасли на новый технологический уровень.
Больной вопрос: тарифы и их реформирование. Назрела необходимость пересмотра концепции расчета страховой премии, поскольку тарифы остаются неизменными в течение 10 лет. Тарифы должны быть справедливыми для всех участников процесса страхования. Социальная ответственность страхового бизнеса иногда воспринимается, как обязанность страховщика платить не только по страховым случаем, а всегда, что открывает возможности для мошенничества. Также есть предложение формировать стоимость автостраховки в зависимости от количества нарушений правил дорожного движения и учитывать это в системе «бонус-малус». Еще одна проблема складывается из-за недозастрахованности по этому виду страхования.
Достойной заменой обязательному страхованию может стать вмененное страхование. По сути, оно предназначается тем отраслям, для которых правила страхования и страховые тарифы не установлены законом, но наличие страхового полиса необходимо для проведения той или иной деятельности. К вмененному страхованию в Казахстане относится деятельность, связанная с таможенными операциями и судебными исполнителями.
Новый импульс можно придать и классу страхования ответственности как альтернативе лицензированию, которое в отличие от страхования не гарантирует возмещение вреда, нанесенного в процессе деятельности. В этом же ряду стоит и страхование профессиональной ответственности, которое пока сильно недооценено и неразвито (например, страхование профессиональной ответственности медицинских работников).
В этом контексте важен уход от практики создания государственных страховых фондов, замещающих страховые компании. В сущности, за последние несколько лет все обсуждаемые законопроекты, связанные с введением обязательных видов страхования (недвижимости, застройщиков, медстрахования), не предполагали участие частных страховых компаний, хотя страховой рынок за более, чем 25 лет своей деятельности доказал свою состоятельность и готовность к постоянному развитию.
Страховым сообществом особое место придается созданию саморегулируемых организаций и наделению их полномочиями. Как пример, Всероссийский союз страховщиков, на базе которого создана саморегулируемая организация, основными направлениями деятельности которой станет создание базовых и внутренних стандартов работ страховой отрасли. Преимущества саморегулирования в том, что оно гибче государственного регулирования и изменяется исходя из реалий страхового рынка.
Справка:
АО СК «Коммеск-Омір» создано 19 ноября 1991 года — первая страховая компания независимого Казахстана. Обладает лицензиями под первыми номерами на право осуществлять страховую деятельность в отрасли «общее страхование» по обязательным и добровольным видам, а также деятельность по перестрахованию. 17 региональных подразделений располагаются в крупных административных центрах Казахстана. Акции АО СК «Коммеск-Омір» с июня 2007 года входят в официальный список АО «Казахстанская фондовая биржа». В 2017 году компания подтвердила кредитный рейтинг b+ с прогнозом «стабильный» от международного рейтингового агентства A.M. Best.
За дополнительной информацией обращаться в пресс-центр АО СК «Коммеск-Омір» к Шведковой Юлии по тел. (727) 244-74-61 (вн. 193), e-mail: y.shvedkova@kommesk-omir.kz, pressa@kommesk-omir.kz, www.kommesk.kz