Премьера балета «Бахчисарайский фонтан» пройдет в Алматы
Астана, 7 октября 2017 г.
7 и 8 октября 2017 г. Казахский Государственный академический театр оперы и балета имени Абая представит новую постановку балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».
В театре «Бахчисарайский фонтан» в постановке дирижера Ф. Кузьмича, балетмейстера Ю. Ковалёва, художника А. Ненашева, впервые увидел свет 24 мая 1942 года и вошел в число первых балетов ознаменовавших рождение казахского классического балетного искусства. Главные партии исполнили: Мария- Н. Викентьева, Вацлав — Ю. Ковалёв, Зарема — Н. Тапалова, Нурали — А. Бекбасынов. В 1942 и 1943 годах партию Марии исполняла Галина Сергеевна Уланова. Балет дважды возобновлялся в 1958 и 1981 годах. В 1958 году постановку осуществил автор балета — Ростислав Захаров.
В разные годы в этом балете блистали — Александр Селезнёв, Заурбек Райбаев, Сара Кушербаева, Раушан Байсеитова, Рамазан Бапов, Людмила Рудакова.
Многие десятилетия балет «Бахчисарайский фонтан» шел в постановке (1981 г.) балетмейстера Ярослава Сех, художников Гульфайрус Исмаиловой и Анатолия Ненашева в которой воплотили свой яркий актерский талант и новое поколение танцовщиков — Майра Кадырова, Куралай Саркытбаева, Алия Сапугова, Мурат Тукеев, Турсынбек Нуркалиев, Дмитрий Сушков, Асет Мурзакулов.
И вот балет «Бахчисарайский фонтан» с новой сценографией народного художника России Вячеслава Окунева, в постановке главного балетмейстера театра, народной артистки РК Гульжан Туткибаевой, многие годы блиставшей в этом спектакле в партии Заремы, обретёт свою новую жизнь и заиграет новыми красками.
Инициатива создания балета «Бахчисарайский фонтан» принадлежала драматургу и искусствоведу Николаю Дмитриевичу Волкову. Выбор сюжета обещал значительное событие. Переработка поэмы А. С. Пушкина в балетное либретто потребовало некоторых изменений. В результате лирическая поэма превратилась в драматическое либретто со сценой в польском замке, сценой казни Заремы; появились и новые персонажи — жених Марии Вацлав (у Пушкина «она любви еще не знала»), военачальник Нурали; безымянный в поэме отец Марии стал князем Адамом.
Либретто балета получило свое завершение в период «превращения его в музыку». Замысел драматурга был идейно развит и углублен композитором Борисом Асафьевым, для которого основной задачей было «попытаться услышать эпоху через поэму Пушкина и передать волновавшие поэта эмоции их вольным пересказом».
Балетмейстер Ростислав Захаров писал о своей первой постановке: «Танцем хотим выражать мысли, чувства, поступки, хотим быть целеустремленным, идейно принципиальным искусством, …хореографический спектакль строить как единое драматическое действие, где каждый танец вытекает как необходимость, несет в себе смысл и дальнейшее развитие действия». Музыка, хореография, сценография «Бахчисарайского фонтана» объединившись, образовали уникальный сплав, который придал этому спектаклю качества шедевра и положил начало новому направлению в хореографии — хореодрама.
Премьера балета состоялась 28 сентября 1934 года в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (Мариинском) и прошла с большим успехом. По сей день балет остаётся в репертуаре ведущих театров мира. Во многом успех премьеры «Бахчисарайского фонтана» был обеспечен превосходным исполнительским ансамблем Галины Улановой и Константина Сергеева.