Итоги пресс-конференции Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса

Алматы, 28 января 2014 г.

В Алматы Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ), провела пресс-конференцию, посвященную актуальным вопросам развития авторынка Казахстана: итоги 2013 года, тенденции и прогнозы 2014 года.

Участниками пресс-конференции был поднят ряд важных вопросов, затрагивающих интересы не только дилеров, импортеров и производителей, но и что немаловажно — потребителей:
Итоги развития авторынка за 2013 год, тенденции и прогнозы на 2014 год;
Внедрение и развитие системы Трейд-ИН в общереспубликанском масштабе;
Интеграция в Таможенном Союзе
Итоги развития авторынка за 2013 год, тенденции и прогнозы на 2014 год

По словам Нурлана Смагулова, Председателя президиума АКАБ, Президента КМК «Астана Моторс» итоги продаж на автомобильном рынке превзошли все оптимистичные прогнозы. В 2013 году было реализовано в натуральном выражении 165 710 новых автомобилей. Рост по отношению к показателям 2012 года составил порядка 70%.

Самым быстрорастущим рынком был рынок легковых автомобилей, где процент прироста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) составил 76,7%. В этом сегменте всего было продано 153 664 единиц автомобилей, включая легковые автомобили, внедорожники, пикапы и минивэны. Среди легковых автомобилей лидером остаётся В класс, с долей в 46,20%, а внедорожники возглавляет класс компактных внедорожников с долей в 8,7%  от количества проданных легковых автомобилей.

На рынке коммерческой техники рост продаж в сравнении с 2012 годом составил 6,78%, в количественном выражении было реализовано 12 046 автомобилей, и доля рынка увеличилась, составив 7,3%.

Рассматривая автомобильный рынок Казахстана со стороны стоимостного выражения, то он увеличился на 51% и составив 3,7 млрд USD. Ценовые сегменты практически не изменились, доля продаж бюджетных автомобилей в 2013 году повысилась на 2%, доля премиум класса понизилась на 3%. Географическое распределение продаж пока остаётся неизменным: основные города, где продаётся наибольшее количество автомобилей — это Алматы, Астана, Атырау.

Участники Ассоциации вносят весомый вклад в развитие страны. Так, в 2013 году общие налоговые отчисления в бюджет составили более 50 млрд тенге. На каждое рабочее место, участники автомобильного рынка инвестируют более 7,7 млн тенге. На сегодняшний день только в производстве и дилерской сети занято более 15 000 человек.
Как отметил Президент АКАБ Андрей Лаврентьев, Казахстан остается самым быстрорастущим автомобильным рынком региона вследствие неудовлетворенного спроса и потребности в обновлении устаревшего парка как легковых, так и коммерческих автомобилей.

Общая тенденция, обозначившаяся в Казахстане после кризиса 2008–2009 гг. — это увеличение доли бюджетных и малолитражных автомобилей. В 2013 году эта тенденция была дополнена и повышенным вниманием к автомобилям в среднем ценовом диапазоне.

По оптимистическим прогнозам рост автомобильного рынка в 2014–2015 гг. составит в среднем 30–40% в год. Это объясняется и ростом доходов населения, и восстановлением программ кредитования.

В ходе проведения пресс-конференции Председатель Совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО» Анатолий Балушкин, обозначил, что совокупный объем производства легковых машин на автомобилестроительных заводах страны в 2013 году достиг почти 38 000 единиц, а также 2 290 автомобилей грузовой техники. Таким образом, совокупный выпуск легковых автомобилей в 2013 году вырос на 96% по сравнению с АППГ, рост производства грузовых автомобилей увеличился на 31%.

Продажи автомобилей казахстанского производства занимают 21% от общего количества проданных новых автомобилей. По большей части продаются легковые автомобили и внедорожники отечественного производства. Средняя цена автомобилей казахстанской сборки также немного увеличилась и составила 22 тыс. USD, как и повысилась стоимость на импортируемые автомобили. В стоимостном выражении более 778 млн USD пришлось на долю национальных производителей легковых автомобилей.
Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации Казахстанского Автобизнеса, президент группы автомобильных компаний «Allur Group»:
«Динамика производства автомобилей в Казахстане на сегодняшний день является беспрецедентной. В перспективе казахстанский внутренний рынок, в ближайшие годы, уже может достигнуть объема продаж — 300 тысяч новых автомобилей в год, из которых до 50–55%  будет производиться отечественными предприятиями. Это станет мощным импульсом в развитии казахстанского машиностроения, в целом, и даст мультипликативный эффект для экономики Казахстана в виде рабочих мест, налоговых поступлений, роста внешнего товарооборота».

Внедрение и развитие системы Трейд-ИН в общереспубликанском масштабе

В ходе обсуждения актуальных вопросов, была поднята тема внедрения в Казахстане услуги Trade-in, предполагающей обмен старого автомобиля на новый. Схема продаж Trade-in хорошо известна по всему миру и особенно распространена в автомобильном бизнесе. Ещё в начале прошлого года для старта данной услуги в Казахстане мешала проблема, связанная с двойным налогообложением. Участники данной системы вынуждены платить НДС дважды: когда продают автомобиль клиенту в автосалоне и потом, когда покупает у него обратно и продает повторно. Поправки в Закон по налогообложению по Tradе-In были приняты и вступили в силу с 1 января текущего года. Теперь НДС взимают с разницы между ценой покупки и ценой реализации, что станет отправной точкой для серьезного развития официального вторичного рынка, снижая риски граждан при покупке автомобиля бывшего в употреблении, а государственный бюджет получает пополнение.

Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации Казахстанского Автобизнеса, президент группы автомобильных компаний «Allur Group»:
«В момент покупки автомобиля в салоне, уже уплачены все налоги, они включены в стоимость авто. Однако ранее, когда клиент хотел купленную машину сдать дилеру и купить новую, то автомобиль автоматически становился дороже на 12%, так как по ранее действующим правилам салон должен был заплатить НДС дважды. Это основная причина того, что автомобили попадали на серый вторичный автомобильный рынок. Мы считаем, что отмена двойного налогообложения способствует созданию цивилизованного вторичного рынка и удешевлению автомобилей на нём».

Интеграция в таможенном союзе

С 2015 года на территории Таможенного Союза вводится в действие единый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно этого положения автомобиль, произведенный на территории Таможенного Союза, должен пройти процедуру Одобрения типа транспортного средства. Эта процедура подразумевает наличие органа по сертификации, испытательного центра и секретариата. В РФ таким секретариатом является Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». В Казахстане необходимо создание аналогичного института как одну из мер, способствующую развитию экспортного потенциала.

Пресс-служба АКАБ

Ассоциация казахстанского автобизнеса - некоммерческая организация, основана в 2010 году, как добровольное объединение официальных дилеров, импортеров, дистрибьюторов автомобильного рынка РК. Основная цель ассоциации - сформировать прозрачный автомобильный рынок в РК, помочь участникам АКАБ в получении информации, подготовки отчетов и обзоров, а также помочь членам Ассоциации и государственным службам решить проблемы, которые возникают на авторынке Республики.

Телефон +7 (727) 300-70-45
info@akab.kz

Вячеслав Балыков

Телефон +7 (727) 315-06-17
slav.balykov@gmail.com