Ответ Рестораторов на сообщение Национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма»
Алматы, 17 марта 2014 г.
Очередная дезинформация из уст главного «Антитабачного борца» страны создала правовую сумятицу.
Незнание Джамилей Садыковой специфики ресторанного бизнеса понятно, она же не ресторатор. Но незнание законов, инициатором и разработчиком которых она являлась, недопустимо. Иначе сложно объяснить действия волонтеров Коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма», которые распространяют дезинформирующие листовки о Приказе Министра здравоохранения РК № 641 от 28.08.2003г., который был отменен приказом № 476 от 30.06.2010г. того же ведомства. До отмены он определял требования к устройству мест для курения. В базе данных НПА (сайт Министерства Юстиции) приказ, на который ссылается антитабачная коалиция, значится как утративший силу.
Из-за своей юридической неосведомленности, коалиция взяла в заложники не только всю индустрию ресторанного бизнеса, но и правоохранительные органы, заставляя их проверять общепит на предмет соответствия недействующему документу.
Тем временем, заведения общественного питания на протяжении четырех лет ждут от г-жи Садыковой инициативы по принятию четких требований к оборудованию курительных комнат, но каких-либо предложений от нее поступало. В свою очередь, рестораторы, решившиеся обустроить их по своему усмотрению, регулярно подвергаются неправомерным и бесконтрольным проверкам. В заведения врываются группы людей с автоматами, пугают гостей, забирают имущество без объяснений. Но как они могут нарушать несуществующий закон?! И это происходит в условиях, когда Президент РК объявил развитие МСБ одним из приоритетов экономической политики и ввел мораторий на проверки субъектов МСБ.
Я полностью поддерживаю г-жу Садыкову в ее намерении создать комфортную среду для некурящих людей. Именно с этой целью мы предлагаем отводить в заведениях зоны для курения с мощной вытяжкой и просим определить, какими они должны быть. Это позволит найти компромисс между интересами курящих и некурящих.
Поэтому, призываю г-жу Садыкову рационально расходовать денежные средства, выделяемые государством на борьбу с табакокурением, не проводить обследование «651 пунктов общественного питания» в поиске нарушений, отсутствующих требований, а сосредоточиться на их скорейшем принятии.
Вместо этого, г-жа Садыкова прямо заявляет, что «нужно убивать» саму законодательную возможность оборудовать в заведениях места для курения и таким способом, создает почву для проверок, нарушений и ущемления прав других граждан.
Рекомендую г-же Садыковой обменяться опытом с коллегами из Российской антитабачной коалиции, которые на днях инициировали отказ от принятого летом запрета специальных мест для курения в аэропортах. Законопроект о поправке в российский антитабачный закон уже внесен в Госдуму.*
За все время активных действий коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма», которая является лидером антитабачного движения страны, уровень курения в Казахстане сократился примерно на 0,5 процента**. По данным самой Коалиции, введение разнообразных антитабачных санкций, в т.ч. картинок на пачках, запрет кальянов и курения в публичных местах, слабо повлияло на снижение потребления сигарет в Казахстане***, при этом, укрепило теневой рынок, спровоцировало проверки предприятий МБ и создало значительный коррупционный риск для них. А запрет на курение в общественных местах до сих пор нарушается.
Хотелось бы узнать у г-жи Садыковой:
Почему вместо введения новых запретов, Коалиция не добивается более эффективного исполнения уже существующих?
Где обычный казахстанский налогоплательщик может получить информацию о расходовании немалых бюджетных средств, выделяемых «Антитабачной коалиции» на борьбу с курением? В каких размерах и каким образом они осваиваются?
К сведению заведений общественного питания: Ассоциация инициировала проверку законности Постановления Главного санитарного врача о запрете продажи кальянов. Он может нарушать национальное законодательство т.к. в Кодексе о здоровье, нет отсылочных норм на подзаконные акты, которые могли бы вводить дополнительное регулирование, а, по сути, запрет курения кальяна — является дополнительным по отношению к Кодексу регулированием.
При этом, на наш взгляд, штрафовать заведения за продажу кальянов несправедливо, т.к. вызывает сомнения законность самого запрета, который постановлением главного санитарного врача ввели после анализа только 12-ти заведений общественного питания, хотя в стране действуют более 20 000 подобных заведений.
Для сведения, обычно такие постановления выносят в отношении определенного лица, на что указывают графы бланка «сведения о лице, чья деятельность запрещается», «ФИО, занимаемая должность, дата получения и подписи получившего постановление». Понятно, что все заведения страны не поставили в них своих подписей. Чтобы выяснить законность Постановления, мы уже обратились за разъяснением в Генеральную прокуратуру РК.
В конечном итоге это приводит, по нашему мнению, к незаконным рейдам, изъятиям кальянов из ресторанов, кафе, баров, что нарушает права граждан и негативно отражается на имидже Республики. Кроме того, влечет за собой убытки в особо крупных размерах.
Возникают сомнения в истинных намерениях авторов и сторонников этого предложения. Сложно уловить их связь с целями в области здравоохранения.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь в Национальную ассоциацию предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HoReCa Казахстан» по тел. + 7 777 848-88-88
*http://myslo.ru/news/mir/deputati-predlagaut-razreshit-kurenie-v-aeroportah-i-na-vokzalah
**http://www.bnews.kz/ru/news/post/141439/
***http://ustinka.kz/index.php/component/content/article?id=125
Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Светлана Романова