Внедрение проектного менеджмента в систему АПК
Астана, 29 июня 2018 г.
На базе Казахского агротехнического университета в Астане проведен пилотный обучающий семинар для участников якорной кооперации мясного производства Акмолинской области в формате «Деловой игры», в которой приняли участие руководители откормочных площадок, фермеры-партнеры, представители областного, районных акиматов и филиалов финансовых институтов.
Деловая игра с участием 4 команд была проведена на основе имитации реальных производственных ситуаций. Создание упрощенной модели реальных жизненных ситуаций и рабочего процесса позволило каждому участнику в рамках определенных правил, сыграть свою роль, принять решение и достичь поставленных целей.
В рамках одной игры участникам удалось реализовать несколько приемов и инструментов менеджмента, научиться осваивать и применять на практике способы поиска оптимальных решений. В рамках прямой трансляции в социальных сетях зрители имели возможность отдать свои голоса за одну из команд, которые учитывались при подведении итогов и определении победителя.
Главной целью мероприятия и основой самой игры стали элементы проектного управления, направленные на повышение эффективности производства и снижение рисков в агропромышленном комплексе. Применение проектного управления в сельскохозяйственном производстве предполагает формирование нацеленной на результат системы управления и начинается с организации эффективных рабочих коммуникаций между сельхозпроизводителем и государственным органом.
Как отметил заместитель Премьер-Министра — Министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев, главной задачей мероприятия стало вовлечение агробизнеса в современные бизнес-процессы и создание открытой деловой среды. Проведение подобных мероприятий позволит каждому сельхозтоваропроизводителю значительно повысить уровень собственных компетенций и знаний, в том числе в части понимания и использования проектного менеджмента. Деловые игры будут проводится на постоянной основе, приглашая к участию все новых представителей всех отраслей АПК.
Одной из задач мероприятия стало показать наглядно эффективность достигнутых результатов после выстраивания понятных и доступных коммуникаций между всеми участниками процесса (государственные органы, бизнес, финансовые институты). Внедрение подобных элементов проектного менеджмента является основой совместных успехов. В том числе в рамках реализации задач по увеличению производительности труда и объема экспорта переработанной продукции в 2,5 раза, поставленных Главой государства, которые требуют совершенно новых подходов в развитии отрасли.
Справочно:
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников. Развитие компьютерных технологий привело к созданию целого ряда компьютерных аналогов типичных деловых игр и нового класса сложных компьютерных экономических игр (Capitalizm), но и к созданию больших многопользовательских бизнес-симуляций (Virtonomica), онлайн-платформ представляющих из себя среду для генерации и проведения нового поколения деловых игр онлайн и дистанционных тренингов.