Председатель Агентства РК по защите конкуренции выступил на заседании Правительства с отчетным докладом

Астана, 21 января 2014 г.

Ранее, в июле 2013 года, Председатель АЗК выступил перед Правительством с докладом о выявленных проблемах на товарных рынках. Председатель Агентства инициировал ряд предложений, целесообразность и необходимость реализации которых были поддержаны.

Сегодня Куандыков Б. Б. доложил о полученных результатах совместной с другими госорганами работе, проинформировал о дальнейших мерах для ее завершения, а также представил дополнительные предложения в целях улучшения состояния конкурентной среды.

В рамках исполнения поручений, данных 1 июля 2013 года на заседании Правительства, АЗК совместно с другими госорганами была проведена необходимая работа.

1. Так, одной из ранее обозначенных проблем является функционирование на товарных рынках с развитой конкуренцией предприятий с госучастием, получивших отказ антимонопольного органа на дальнейшую деятельность.

Для решения проблемных вопросов, связанных с приватизацией или преобразованием в госучреждения 226-ти получивших отказ квазигосударственных компаний и передачей их в конкурентную среду, АЗК предложены меры, которые поддержаны уполномоченными госорганами:
— о недопущении финансирования через госзаказ предприятий, получивших отказ на дальнейшую деятельность;
(При принятии данной меры квазигосударственные структуры будут участвовать в конкурсах госзакупок на одинаковых условиях с частным бизнесом.).
— о нецелесообразности ведения перечней госпредприятий и АО, ТОО с госучастием, получивших отказ на дальнейшую деятельность.
(Меры по исключению положений, позволяющих квазигосударственным структурам при обладании «привилегий» оставаться на рынках с развитой конкуренцией наравне с частным бизнесом, направлены на создание равных условий всем субъектам и обеспечения соблюдения принципа состязательности.).

По причинам непривлекательности активов данных предприятий, их переоценке и убыточности торги по реализации акций (долей участия) часто признаются несостоявшимися, что также негативно отражается на исполнении решений антимонопольного органа. При этом, в случае неоднократного признания торгов по реализации квазигосударственных предприятий несостоявшимися предложено применять к ним процедуру ликвидации.

Отмечено, что продолжается рост числа субъектов квазигосударственного сектора за счет открытия новых социальных объектов (больницы, детские сады, театры и т. д.). Так, за прошлый год из созданных 305 госпредприятий 90% (или 271 субъект) приходится на социально — ориентированный сектор.

При этом, подобные юридические лица с учетом целей их создания в соответствии с нормами гражданского права должны функционировать в форме госучреждений.

2. Озвученное в июле 2013 года предложение АЗК по изменению порядка осуществления закупок у предприятий квазигосударственного сектора, который ранее допускал их «привилегированность» в части приобретения у них товаров и услуг без конкурсных процедур, поддержано заинтересованными госорганами и предусмотрено Законопроектом о госзакупках.

Теперь приобретение товаров и услуг без конкурсных процедур будет осуществляться у ограниченного числа предприятий, что позволит исключить «скрытую» монополию.

Выявлены другие нормы, ограничивающие конкуренцию при проведении закупок. С учетом функционирования на рынке множества других субъектов, Председателем Агентства представлена позиция о недопустимости проведения представителями квазигосударственного сектора закупок путем прямого заключения договоров с субъектами, включенными в Реестр как доминанты.

3. Председатель Агентства доложил, что в рамках поручения Правительства по разработке Единого закона о закупках сформирована Межведомственная рабочая группа.

Предложения по данному законопроекту, предусматривающего одинаковые подходы и принципы проведения всех видов закупок, будут сформированы в ближайшее время и представлены Правительству.

Руководитель антимонопольного органа сообщил о начатой разработке проекта Методического руководства по борьбе со сговорами на торгах при осуществлении закупок. При этом, за основу взят аналогичный документ ОЭСР, а также использован опыт России.

Одной из угроз для национальной экономики в условиях развития свободной торговли на международных рынках являются такие значительные антиконкурентные нарушения как картельные соглашения субъектов рынка, что требует разработки дополнительных мер для обеспечения противодействия возможным негативным проявлениям.

К примеру, как ранее сообщалось, в 2014 году субъектам рынка Таможенного союза будет предоставлен равный доступ к госзакупкам.

4. В целях реализации другого правительственного поручения Агентством совместно с заинтересованными госорганами изучены вопросы совершенствования Реестра доминантов и выведения по не менее 1-ой услуги в год из Перечня регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий (СЕМ).

В результате выработаны следующие предложения:
— во-первых, признать целесообразной поэтапную отмену государственного регулирования цен на регулируемых рынках, для чего предлагается провести полную инвентаризацию регулируемых рынков на предмет их социальной обоснованности в условиях ЕЭП;
— во-вторых, разработать проект Плана мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг (товаров, работ) СЕМ на предмет их выведения в конкурентную среду на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Данные меры позволят повысить эффективность работ по реализации поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года.

5. В октябре 2013 года Главами трех государств подписан Модельный закон о конкуренции, основной целью которого является сближение правового регулирования экономических отношений в области конкуренции, что предполагает, прежде всего, имплементацию его прогрессивных норм в национальные законодательства.

Для разработки законопроекта, который должен быть внесен в Правительство в 2014 году, создана Межведомственная рабочая группа.

В связи с чем, Б. Куандыков представил содержание будущего законопроекта и предложил разработать концептуальный документ (цель — формирование институтов в области защиты и развития конкуренции, соответствующих лучшим мировым стандартам) с четким видением развития антимонопольного регулирования на долгосрочный период с учетом осуществления закупок, дальнейшего развития международной интеграции, необходимости совершенствования взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества и т. д.

В рамках предстоящего реформирования антимонопольного законодательства Б. Куандыков предлагает выстроить такую институциональную базу, которая будет способна обеспечить проведение более эффективной конкурентной политики.

При этом, основной задачей разработчиков нового проекта является повышение эффективности правоприменения.

6. Отдельным блоком в докладе Председателя АЗК выделены вопросы, направленные на повышение эффективности работы по развитию конкуренции и снижению уровня монополизации на товарных рынках.

Во — первых, в качестве достижения необходимо отметить тенденцию роста показателя «степень доминантности рынка» Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ).

Вместе с тем, остается нестабильной положение показателя «интенсивность местной конкуренции». Выявленный ряд факторов, повлиявший на снижение показателя, требует совершенствования подходов по определению уровня монополизации ключевых отраслей экономики. Немаловажной причиной сложившейся ситуации является отсутствие целевых индикаторов, отражающих уровень развитости конкуренции в отраслях экономики. В связи с чем, в целях улучшения его позиции Агентством предложено с привлечением экспертов разработать новую Методику определения уровня монополизации ключевых отраслей экономики и интенсивности региональной конкуренции.

Кроме того, Председатель антимонопольного органа с целью совершенствования метода расчетов предложил провести во 2-ой половине 2014 года детальный анализ показателей за 2013 год для определения базовых индикаторов с выдачей прогнозных данных по показателям «интенсивность региональной конкуренции» и «уровень монополизации ключевых отраслей экономики» на краткосрочный период — три года (по аналогии с прогнозными показателями госбюджета).

Куандыков Б. Б. выразил уверенность, что все предложенные меры будут способствовать совершенствованию антимонопольного права, развитию конкуренции, а главным результатом станет улучшение предпринимательского климата, прежде всего, с учетом работы в рамках Таможенного союза.

Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Телефон +7 (7172) 74-95-86
Kense@azkrk.kz
http://azk.gov.kz