В АЗК состоялся казахстанско—российский семинар—совещание по обсуждению вопросов развития биржевой торговли

Астана, 1 августа 2014 г.

31 июля 2014 года в Агентстве РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (АЗК) Оразбаков Г. И. с целью обсуждения вопросов по развитию биржевой торговли провел встречу с представителями Российской стороны — Голомолзиным А. Н. — Заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Рыбниковым А. Э. — Президентом Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Также во встрече приняли участие представители российского нефтяного бизнеса (Начальник управления прогнозирования и конъюнктуры «Лукойл» Кирюшин А. Ю. и биржи России.

Казахстанскую сторону представили государственные органы, Национальная палата предпринимателей и товарные биржи.

Развитие биржевой торговли для РК является, по-мнению антимонопольного органа РК, одним из актуальных вопросов.

Общей целью семинара-совещания явилось обсуждение проблем биржевой торговли и путей их решения с учетом опыта Российской Федерации.

Наличие проблем на рынке биржевой торговли и необходимость развития данного института показывают результаты проведенного АЗК анализа рынка услуг по организации и проведению биржевых торгов, а также положительный опыт других стран.

Как отметил в своем вступительном слове Председатель АЗК Оразбаков Г. И., институт товарных бирж — это один из атрибутов развитой рыночной экономики, результаты биржевой торговли дают возможность анализировать рынки и прогнозировать развитие ситуации в том или ином направлении. Важность развития биржевой торговли связана, в первую очередь, с прозрачностью формирования биржевых индикаторов цены.

Вместе с тем, при очевидных преимуществах биржевой торговли говорить о ее развитости в Казахстане не приходится.

Этот важнейший экономический институт, начиная с 1991 года, существенного развития так и не получил. АЗК выявлено немало проблемных вопросов, препятствующих развитию биржевой торговли.

Как показывает опыт, например России, имеющиеся проблемы в биржевой торговле начали решаться после принятия определенных решений государством, в том числе после инициативы антимонопольного органа.

В связи с чем, на семинаре—совещании, который проведен в рамках обмена опытом с партнером по ЕАЭС, подробно был представлен опыт России по организации биржевой торговли.

Как отметил А. Голомолзин в начале своего выступления, уже имеются успешно реализованные совместные проекты антимонопольных органов. Когда это происходит, на рынке идет заметное улучшение. Обсуждение и дальнейшая реализация мер для улучшения ситуации в биржевой торговле — это также пример такой совместной работы.

Чего позволяет достичь биржевая торговля?

Насколько лучше начинают работать рынки при развитом биржевом институте?

Что дает торговля на бирже?

Эти и другие вопросы стали предметом выступлений российских представителей.

На примере организации биржевой торговли нефтепродуктами А. Голомолзин продемонстрировал успешность инициативы своего ведомства в России и возможности данного института в части обеспечения прозрачного ценообразования.

Неоспорима важность прозрачности ценообразования как для субъектов рынка, так и потребителей (общества).

Прозрачное ценообразование «снимает» очень многие вопросы.

Интересантами из числа контролеров являются антимонопольный и налоговый органы.

В том случае, если цена сложилась на бирже, то вопросов к предпринимателю ни со стороны антимонопольного, ни со стороны налогового органов не будет. Антимонопольный орган не сможет «заподозрить» субъекта рынка в установлении монопольно высокой цены, если она сложилась на бирже, а значит по «законам» рынка. Цены формируются в конкурентном режиме.

При этом, каждая компания вправе самостоятельно решать для себя — идти на биржу или нет.

Биржевой механизм позволяет сформировать прозрачные индикаторы цен.

Преимущество для бизнеса — торговля на недискриминационных условиях. «Продвинутые» компании позиционируют себя как «прозрачные и открытые» продавцы — «Продано на бирже».

В основном, каждая из стран использует похожую как методологию ценообразования, так и мониторинга и анализа ситуации на рынках. Уровень цен на некоторые товары (нефтепродукты, к примеру) также примерно одинаков (РФ, РБ, РК, США и др.).

Мы похожи в том, что существенное значение для нас имеют одни и те же рынки (нефти, нефтепродуктов и др.), а значит и ценообразование на них.

Как известно, время от времени возникают «всплески» цен. Это происходит в разное время, на разных рынках и по разным причинам. Что в России, что в Казахстане в эти периоды для стабилизации ситуации используется рычаг антимонопольных органов — расследование и как итог рассмотрения — применяется мера антимонопольного реагирования. Как правило, в виде штрафов.

Для улучшения ситуации в части более оперативного реагирования антимонопольный орган РФ в том году, пытаясь разобраться с вопросом «каким образом должна формироваться цена, чтобы она не была монопольно высокой» получил право при нарушении своего законодательства включать в предписание субъектам рынка нефтепродуктов реализовывать 10% от объемов поставок товаров через биржи.

Сегодня торги в РФ идут в режиме равномерности и регулярности (каждую неделю).

Информационная «картина», предоставляемая биржей, позволяет постоянно отслеживать то, насколько устойчива/нестабильна ситуация на рынке. При отклонении — начинается рассмотрение дел.

В настоящее время активно на бирже идет торговля нефтепродуктами, нефтью, лесом, планируется реализация через биржу газа и др.

Что немаловажно, биржевая цена «транслируется» на цены товаров по внебиржевым сделкам.

На мероприятии выступил Рыбников А. Э., который представил стремительно развивающуюся Санкт-Петербургскую биржу. Более 90% всего биржевого оборота приходится именно на эту биржу.

Рыбников А. Э. в своем выступлении отметил, что развитие товарных бирж в России шло не легко и не быстро. Активизация биржевой торговли началась с того, что появилось требование отправляемые товары на экспорт продавать через биржу.

А. Рыбников рассказал также о факте 2013 года, что несмотря на биржевую торговлю, сильно поднялись цены на один из товаров. Учитывая, что цены выросли в рамках правил игры (дефицит и др.), государством была принята взвешенная позиция и жестких санкций, как это могло быть не произойди это на бирже, не последовало. Все было прозрачно и объяснимо.

Из положительного Рыбников А. Э. отметил, что работа на бирже позволила рынку достичь уровня самоорганизации.

На совещании выступила Нуркишева Е. М. — заместитель директора Департамента анализа ТЭК, финансовых рынков и иных отраслей.

Е. Нуркишева в своем докладе обозначила проблемы, которые были выявлены на рынке организации биржевой торговли.

Первое, это ограниченный перечень биржевых товаров, который сегодня состоит из пшеницы, картофеля, угля, соевых бобов и др. Однако, действующий Перечень не достигает цели его формирования — по поддержке и развитию биржевой торговли. В связи с чем, предлагается этот перечень дополнить другими злаками, нефтепродуктами, рудами, строительными материалами и др. В данном случае перечень рассматривается как стимулятор для развития.

Кроме того, расширение Перечня также увеличит количество госзакупок биржевых товаров.

В РБ, к примеру, подобный перечень состоит из порядка 80 товаров. Отмечено, что Беларусь достигла серьезных успехов в развитии биржевого института.

В РФ обязательного перечня нет.

Второе, это обход реализации товаров через биржу путем дробления партий товаров на несколько партий, размеры которых ниже установленного минимального размера по Перечню.

Третье. Проблемой является то, что сделки по реализации биржевых товаров совершаются вне товарных бирж.

Учитывая, что торговля в режиме двойного встречного аукциона является самой прозрачной, предложено увеличить требование по количеству сделок в данном режиме — от не менее 15% до 50%.

Наиболее актуальным вопросом, по — мнению участников совещания (как казахстанской, так и российской сторон), является развитие биржевой торговли в условиях ЕЭП.

АЗК было предложено проработать модель общего рынка биржевой торговли и межбиржевой инфраструктуры в странах ЕАЭС.

АЗК отмечена необходимость проведения Национальной палатой предпринимателей круглых столов о возможностях биржевой торговли, бесплатных обучающих семинаров (тренингов) предпринимателей биржевой торговли. Предложено включение «биржевого дела» в перечень обязательных дисциплин для экономических специальностей ВУЗов.

Ещё один вопрос, который был затронут на семинаре, — это целесообразность присутствия государства на рынке организации биржевой торговли. Речь идет о биржах с участием государства в уставном капитале. В Казахстане единственной такой биржей является «ЕТС». По — мнению других (частных) товарных бирж Казахстана, присутствие на рынке игроков с госучастием приводит к неравным конкурентным условиям.

На совещании выступил Председатель совета акционеров АО «Товарная биржа «Каспий» Надыргалиев Е. Т., который рассказал о состоянии биржевой торговли в целом, а также о том опыте России, который для бирж является привлекательным в части применения в РК.

Вторая часть семинара — совещания прошла в формате «вопрос — ответ». Каждый из желающих смог задать представителям России свои вопросы.

В целом, как было отмечено участниками мероприятия, состоялось интересное и полезное обсуждение как для самих субъектов рынка, так и уполномоченного органа — МЭБП и АЗК — для формирования пакета предложений по развитию биржевого института для внесения на рассмотрение Правительства.

Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Kense@azkrk.kz
http://azk.gov.kz