Председатель АЗК Оразбаков Г. И. выступил на брифинге СЦК по вопросам второй волны приватизации

Астана, 4 августа 2014 г.

Сегодня, 4 августа 2014 года, Председатель Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) Оразбаков Г. И. выступил на брифинге Службы центральных коммуникаций Казахстана (СЦК), посвященному второй волне приватизации.

Одной из основных функций Агентства по защите конкуренции является ограничение необоснованного участия государства в предпринимательской деятельности.

В этой связи, ведомство заняло активную позицию в инициированной Главой государства второй волне приватизации.

АЗК была возглавлена группа по коммунальной собственности, по итогам работы которой из 6-ти тысяч предприятий на приватизацию было отобрано 590 (коммунальная собственность — 416, СПК — 174).

В целях обеспечения прозрачности принимаемых решений в состав группы вошли представители министерств экономики и бюджетного планирования, финансов, регионального развития, а также Национальной палаты предпринимателей.

Одним из основных критериев при принятии решения о необходимости приватизации коммунального предприятия являлось наличие частных конкурентов.

Данный критерий соответствует правилам «желтых страниц», которые в настоящее время внедряются в казахстанское законодательство.

Так, в обязательном порядке были рекомендованы к приватизации предприятия, занимающиеся сбором и вывозом ТБО, озеленением, ремонтом дорог, благоустройством территорий, автобусные парки.

Привлекательность таких активов для бизнеса не вызывает сомнений, что подтверждают опросы представителей бизнес—среды.

К примеру, в г. Астане вывозом ТБО занимается ряд субъектов частного предпринимательства, но их рыночная доля незначительна, так как на рынке доминирует с долей свыше 60% подведомственная акимату организация.

Таким образом, участие государства в конкурентной среде приводит к концентрации рынка.

При этом, сами частники отмечают необходимость развития конкурентных отношений на рынке услуг по вывозу ТБО и подтверждают готовность оказания услуг в полном объеме в случае приватизации квазигосударственного предприятия.

Также рекомендованы к приватизации организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг по обучению языкам.

Анализ рынка показывает, что данный вид деятельности осуществляется в конкурентной среде.

Например, на территории ВКО действуют 10 коммунальных центров обучения государственному языку. При этом, только в г. Усть-Каменогорске услуги по обучению государственному языку на платной основе оказывают 6 субъектов частного сектора.

Из объектов СПК на приватизацию предложены микрокредитные организации, сервисно-заготовительные центры, завод по производству медицинских изделий (Алматинская область), завод сухих пенобетонных смесей и цементный завод в СКО, недропользователи и другие.

В целях недопущения ограничения конкуренции на товарных рынках необходимо обеспечить эффективное планирование процесса приватизации госактивов, в особенности если таковые являются монополистами или обладают эксклюзивными лицензиями, разрешениями.

Говоря о структуре коммунальной собственности, необходимо отметить то, что значительную долю в ней занимают организации социальной сферы, — это объекты образования, здравоохранения, соцобеспечения, по которым было принято решение о необходимости сохранения их в государственной собственности.

В дальнейшем ведомство планирует сконцентрировать свое внимание на анализе товарных рынков, на которых по—прежнему присутствуют квазигосударственные организации с целью формирования дополнительных предложений по расширению перечня приватизируемых объектов.

Также в брифинге приняли участие Вице-министр экономики и бюджетного планирования М. Кусаинов и Вице-министр финансов Р. Даленов.

Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции

Kense@azkrk.kz
http://azk.gov.kz