Нурсултан Назарбаев посетил ТОО «Проммашкомплект» в г. Экибастуз
Экибастуз, 6 августа 2014 г.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил ТОО «Проммашкомплект» в г. Экибастуз. ТОО «Проммашкомплект» — это современный завод по производству стрелочной продукции и железнодорожных колес. Проект осуществляется в рамках Республиканской карты индустриализации. Это инновационный проект, который не имеет аналога в Казахстане, а также является пятым по счету заводом по выпуску стрелочной продукции на постсоветском пространстве.
Стартовал в конце 2012. Стоимость проекта — 18,2 млрд тг. Доля государственного финансирования (в виде субсидирования банковской процентной ставки) — 16%. Оборудование — станки с ЧПУ пр-ва Швейцария, Германия, Чехия, Белоруссия. Плановый объём производства — до 75 тысяч колёс и 1 тысяча стрелочных переводов в год. Целевые рынки — СНГ, Балтия, КНР, ЕС, Восточная Европа. Заключены долгосрочные договоры на сумму свыше 64 млрд тенге (около 12 млрд.руб.)
Генеральный директор завода Артур Хачатурян прокомментировал визит Президента РК на это предприятие: «Часто можно слышать критику евразийской интеграции, или программы ФИИР (форсированного индустриально-инновационного развития). Мы не боимся ни трудностей международной конкуренции, ни бюрократических препонов при модернизации экономики. Мы очень благодарны Президенту за этот визит. Наша молодая новая промышленность нуждается в аккуратной, оперативной государственной поддержке, в т.ч. самого высокого уровня. А задача нас, бизнесменов — выполнять Стратегию развития страны до 2050 года».
Проблемы становления проекта
В период становления ТОО «Проммашкомплект» имело проблемы с реализацией ж/д колёс в связи со снижением объёмов грузоперевозок и ремонта подвижного состава национальным оператором. С начала 2014 ситуация стала исправляться. Если в 2013 году в адрес «Казтеміртранс» было отгружено цельнокатаных колёс в количестве 4,532 шт. (17,8% плана), то в первые семь месяцев 2014 — 17,200 штук.
Аналогично, существенные финансовые потери в 280 млн тг создало неправомерное взыскание таможенных платежей на оборудование, что также является нарушением принципов ФИИР. Многократные судебные тяжбы с Таможенным Комитетом РК пока не привели к победе интересов национального машиностроения.
Наконец, поводом для ещё одного спора с таможенными органами стало чрезмерно высокое налогообложение экспорта продукции завода — сначала в 20, затем в 10 процентов. Это подрывает конкурентоспособность завода в Дальнем Зарубежья.
В то же время, проблемы реализации ФИИР и программы импортозамещения в частных случаях, таких, как с ТОО «Проммашкомплект» показали ключевую роль точечной и своевременной государственной поддержки конкретных проектов ФИИР/импортозамещения.
Перспективы рынка
По данным Совета железнодорожного транспорта стран СНГ и Балтии, для полноценного обновления вагонного парка требуется ежегодно производить более 140,000 вагонов и платформ с соответственным количеством новых ж/д колёс. Говорить о системном обновлении вагонного парка можно, только если брать за точку отсчета 2011 год — да и то с некоторой натяжкой, т.к. даже в 2011 году на этих рынках изготовлено всего 62.070 вагонов. А с учётом планов развития транспортного потенциала Казахстана, перспективы у рынка ж/д колёс и стрелочных переводов — самые оптимистичные, даже несмотря на ряд иных факторов.
ТОО «Проммашкомплект» создаёт ряд инновационных производств по выпуску преднапряжённого бруса, скреп, осей и расширяет производство ж/д колёс, на основе которых в г. Экибастуз будет развёрнут железнодорожный кластер.