Треть алматинцев ездят на велосипедах
Алматы, 22 сентября 2014 г.
Состоялась пресс-конференция, посвященная Международному дню без автомобилей, на которой были представлены результаты первого социологического исследования спроса жителей Алматы на велоинфраструктуру.
Аким города Алматы Ахметжан Есимов сообщал о том, что велосипедистов в Алматы всего около 1%, и по этой причине администрация города не планировала уделять строительству велосипедных дорожек большого внимания. Однако данные исследования показывают, что желающих использовать велодорожки на 1, а более 30 процентов.
В июле 2014 года Общественный фонд «Молодежная информационная служба Казахстана» по заказу Инициативной группы «Вело-Алматы» на средства гранта Посольства США в Казахстане провел опрос 637 респондентов в 5 районах Алматы: Алатауском, Медеуском, Бостандыкском, Алмалинском, Ауэзовском.
На вопрос «Есть ли у вас велосипед?» 25% ответили, что да, и еще 13% отметили, что велотранспорт есть у члена семьи, то есть 38% горожан имеют в доме велосипед.
5% опрошенных берут велосипеды в прокат, еще 17% хотят купить в ближайшее время и 40% не собираются покупать велосипед.
На вопрос, в каких целях вы используете его, респонденты, катающиеся на велосипедах, отметили: использую как основное транспортное средство и езжу на работу — 14%, в рекреационных целях — 17%, иногда катаюсь в свободное время — 59%, занимаюсь велоспортом — 2%, велосипед стоит без дела — 4%.
Из тех, кто ездит на велосипедах, наибольшее количество горожан делают это каждый день — 31%, раз в два дня ездят 14% опрошенных, два раза в неделю — 17%, один раз в неделю — 11%, несколько раз в месяц — 17% и один раз в месяц — 10%. Основная масса катающихся ездят в теплое время года с весны по осень.
Отсутствие велодорожек алматинцы считают основной проблемой в этой сфере.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются вело-любители:
Максимальный балл — 9
Отсутствие дорожек, когда приходится ездить по проезжей части, что небезопасно — 7,6
Неуважение со стороны водителей авто, дискриминация в ПДД, случаи аварий — 6,5
Пешеходы, которые занимают велодорожки — 5,8
Мало парковок для велосипедов и частые случаи их кражи — 5,8
Плохое качество дорог, тротуаров — 5,5
Отсутствие мест хранения велосипеда возле дома — 5
Велосипед, его обслуживание — недешевое удовольствие — 3,2
Неудобно возить сумку или другую ношу, если есть такая необходимость -2,7
Отсутствие душа в пункте назначения — 2,4
Из тех, кто не ездит сегодня на велосипеде, 39% хотели бы начать на нем ездить, 52% — не хотят и 9% затрудняются определить.
Горожане, которые хотели бы ездить на велосипеде, среди основных причин, мешающих купить сегодня велосипед, назвали: отсутствие дорожек (83 респондента), небезопасность (65 человек), дорогую стоимость велосипеда (40 человек) и сезонность этого вида транспорта (20 человек).
Алматинцы, которые не хотят садиться на велосипед, мотивируют свой выбор преклонным возрастом (79 человек), более удобным видом транспорта, которым они располагают — автомобиль (42 респондента) и, наконец тем, что это не безопасно (20 человек) и в городе нет велодорожек (19 человек).
На вопрос «Что бы вы хотели поменять, чтобы жители больше использовали велосипеды?» алматинцы ответили: что в городе нужна велосипедная инфраструктура (461 человек), нужно сделать больше охраняемых вело-парковок (251 человек), выделить на дорогах специальную полосу (226 человек), повысить уровень культуры других участников дорожного движения (204 респондента), велосипеды должны стоить дешевле (170 человек), внести изменения в ПДД (108 человек).
Более 90% алматинцев, 491 респондент, положительно воспринимают тех, кто ездит на велосипеде и уверены, что эти люди ведут здоровый образ жизни, 96 человек считают, что это успешные люди разного возраста и 78 — что это, в основном, молодежь.
Наиболее активно на велосипедах ездят в центральных районах города: Алмалинском, Медеуском, Бостандыкском, намного меньше — в Ауэзовском и Алатауском.
Алматинцы в целом с энтузиазмом воспринимают возможность строительства велодорожек по городу, охотно дают рекомендации. До 2% горожан настроены пассивно и не верят в возможность изменений. Среди причин этого называется коррупция, наличие более важных проблем, нехватка места в городе для дорожек и так далее.
Существенная часть рекомендаций горожан — не реалистична или очень абстрактна, например: убрать из города автомобили, общественный транспорт, изменить экологию города, открыть бесплатный прокат велосипедов, или: улучшить условия для велосипедистов, обеспечить безопасность.
Однако, многие при ответе на вопросы приводят в пример опыт зарубежных стран, и хотели бы видеть в своем городе современные технологии, такие как карточные парковки, недорогой и повсеместный прокат велосипедов, новые правила дорожного движения.
Большинство алматинцев хотели бы, чтобы в южной столице были построены велодороги, отдельные от тротуаров и проезжей части, отгороженные и освещенные. Кроме этого, такие дорожки жители хотели бы видеть и для детей во дворах.